Как красиво декорировать стол своими руками

Делаем декор стола своими руками

Приобретение мебели в каждой семье – это всегда важное событие: оно связано с изменением дизайна квартиры, солидными денежными вложениями. И хочется, чтобы годами создававшийся уют сохранился и в новом интерьере. Но со старыми любимыми вещами расставаться всегда сложно, особенно если с ними связаны теплые воспоминания. Однако с годами самая красивая и прочная мебель ветшает и приходит в негодность, но если выбросить любимые вещи жалко, нужно в них вдохнуть вторую жизнь. А для этого ее можно отреставрировать своими руками и придать свежий вид.

С годами самая красивая и прочная мебель ветшает и приходит в негодность, но если выбросить любимые вещи жалко, нужно в них вдохнуть вторую жизнь.

Чтобы обновление мебели провести в короткие сроки и выполнить все работы качественно, необходимо подготовить материалы, которые понадобятся для украшения столешницы и других элементов конструкции.

Декор стола своими руками

Для того чтобы задекорировать столешницу, не нужно иметь какие-то особые навыки: главное – желание сделать это самостоятельно.

Еще одним его достоинством является небольшая стоимость материала.

В зависимости от выбранного способа, набор инструментов и материалов может быть дополнен и расширен.

Вариантов декора – великое множество, и результат творческих поисков домашнего мастера будет ограничиваться только полетом его фантазии, временем и материалами.

Орнамент на пленке может имитировать фактуру дерева, камня, плитки, кожи или керамики.

Чтобы начать работу, необходимо подготовить мебель к реставрации:

  • она должна быть чистой: нужно вымыть и освободить ее от жировых пятен, картинок;
  • после высыхания придется снять всю фурнитуру, которая не понадобится в новом оформлении;
  • изделие ошкуривают, с него удаляется старая краска, лак, зачищаются сколы, трещины.

Мебель можно отреставрировать своими руками и придать свежий вид.

Какой бы материал не использовался, для того чтобы задекорировать стол, нужно выполнить ряд операций, без которых невозможно обойтись.

Чтобы она проходила без задержек, требуется подготовить место, где будет проводиться обновление: убрать все лишнее, подготовить инструменты, которые понадобятся в работе.

Вариантов декора – великое множество, и результат творческих поисков домашнего мастера будет ограничиваться только полетом его фантазии, временем и материалами.

Вариантов облагораживания старого стола своими руками огромное число, среди них:

  • использование декупажных салфеток;
  • покраска;
  • нанесение орнамента при помощи самоклеящейся пленки;
  • другие способы.

Для того чтобы задекорировать столешницу, не нужно иметь какие-то особые навыки: главное – желание сделать это самостоятельно.

Декупаж – новый облик из салфеток

Декупаж – интереснейшее занятие, позволяющее украшать предметы быта разнообразными рисунками, фотографиями или изображениями, подготовленными на специальных декупажных салфетках. Техника декупажа дает возможность использовать при декорировании:

  • эффект старения, за счет применения техники кракелюра (растрескивания);
  • покрытие лаком;
  • покраску.

Декупаж – интереснейшее занятие, позволяющее украшать предметы быта разнообразными рисунками, фотографиями или изображениями, подготовленными на специальных декупажных салфетках.

Украшение декупажом проводится в следующей последовательности:

  • столешница и боковины стола зачищаются от старой краски, лака, рисунков до состояния идеально гладкой;
  • накладывается акриловый грунт;
  • дают изделию полностью высохнуть;
  • после высыхания на поверхность наносится клей ПВА, затем аккуратно накладывается салфетка или другой материал, выбранный для декорирования;
  • декупажное изображение покрывается лаком;
  • полностью просушивается.

Многие мастера используют способ кракелюр, который помогает добиться эффекта старения и растрескивания.

Многие мастера используют способ кракелюр, который помогает добиться эффекта старения и растрескивания. Для этого на не высохшую краску аккуратно наносят кракелюрный лак, который готовится из яичного белка или клея ПВА. В отдельных случаях используются уксус или желатин.

В отдельных случаях используются уксус или желатин.

Трещины получаются различных размеров. Чтобы эффект старения был наиболее ярким, краску наносят два раза. При этом второй слой – сразу после высыхания первого: тогда появившиеся «трещины» будут просвечивать сквозь верхний.

Обновить стол можно и при помощи краски

Краска и только краска

Обновить стол можно и при помощи краски. Правда, не всем дано быть художниками, но не стоит расстраиваться: на помощь придут трафареты с различными орнаментами. Узоры наносятся краской с помощью шаблона, а закрепить ее можно лакокрасочной полиролью.

И здесь — множество возможностей, чтобы украсить старую мебель своими руками.

Реставрировать стол возможно, украсив его рисунком с помощью белой и цветной краски, различных трафаретов и лака. Порядок декорирования следующий:

  • поверхность зачищается; при наличии неровностей – зашлифовать;
  • прокрасить столешницу или другие детали и дать ей полностью высохнуть;
  • приготовить трафарет с рисунком;
  • прикрепить шаблон и прокрасить его соответствующим цветом (несколькими цветами);
  • осторожно снять его, дать полностью высохнуть;
  • при желании – можно покрыть лаком.

Покрасить в полоску

Эффектно, а порой – забавно выглядит полосатая столешница. Здесь – полный простор фантазии. Полоски могут быть:

  • узкими и широкими;
  • длинными – по всей длине изделия и короткими, позволяющими разместить на поверхности столешницы полоски разной величины и цвета;
  • в сочетании двух цветов, например, белого и голубого, или разнообразной цветовой гаммы.

Узоры наносятся краской с помощью шаблона, а закрепить ее можно лакокрасочной полиролью.

Читайте также:
Кресло на балкон: 8 популярных моделей, их плюсы и минусы, идеи дизайна

Перед нанесением полосатого рисунка элементы необходимо зачистить, ликвидировать неровности, и только после этого украшать полосками. Если хочется, чтобы придать мебели блеск, после полного высыхания ее можно вскрыть лаком.

Реставрировать стол возможно, украсив его рисунком с помощью белой и цветной краски, различных трафаретов и лака.

Покрасить грифельной краской

Интересным вариантом обновления стола является использование грифельной краски. Изначально ее применяли при оформлении школьных досок, как правило, темно-серых. Сегодня ее широко используют для оформления кухонь, детских. Эту необыкновенную краску наносят на мебель, в частности, на старый стол, на котором малыши могут рисовать, без негативных последствий. Не секрет, что дети любят делать разные надписи и рисунки, но нередко «жертвами» их художеств становятся обои, с любовью наклеенные родителями.

Эффектно, а порой – забавно выглядит полосатая столешница.

Использование грифельной краски позволяет рисовать на поверхности не только столешницы, но и любой части конструкции мелом. А если под грифельное покрытие нанести два-три слоя магнитной грунтовки, то на боковины и ящики можно помещать магнитики, что вызовет полный восторг не только малышей, но и подростков.

Перед нанесением полосатого рисунка элементы необходимо зачистить, ликвидировать неровности, и только после этого украшать полосками.

Самоклеющаяся пленка – самый ленивый способ

Многие считают, что использование самоклеящейся пленки при декорировании стола является самым простым способом, рассчитанным на желающих что-то обновить, но делать это им – лень. Это не совсем так, потому что работа с самоклеящейся пленкой требует аккуратности, внимания и небольшого терпения. Во всяком случае, им могут воспользоваться:

  • те, кто не может сам придумать что-то интересное, чтобы облагородить мебель;
  • располагает минимумом времени для обновления;
  • не имеет навыков творческой деятельности и работы руками.

Если хочется, чтобы придать мебели блеск, после полного высыхания ее можно вскрыть лаком.

С помощью пленки можно выполнить декор стола любого назначения. И здесь — множество возможностей, чтобы украсить старую мебель своими руками. Еще одним его достоинством является небольшая стоимость материала. Кроме того, он выпускается в разнообразной цветовой гамме. Орнамент на пленке может имитировать фактуру дерева, камня, плитки, кожи или керамики.

Интересным вариантом обновления стола является использование грифельной краски.

Для получения эффектного и прочного рисунка самоклеящейся пленки, нужно процедуру проводить следующим порядком:

  • подготовить столешницу или другие элементы мебели, как следует ее очистив;
  • удалить все неровности, заделать трещины, сколы и проч.;
  • загрунтовать поверхность;
  • разрезать пленку удобнее всего по сантиметровой сетке, размещенной на ее оборотной стороне;
  • делая разрезы, не забывать оставлять запас по одному-два сантиметра;
  • клеить важно без спешки, отклеивая по пять сантиметров;
  • наносить пленку на поверхность нужно, осторожно оттягивая, прижимая, а затем – разглаживая ее, чтобы не образовывались пузыри;
  • чтобы ее аккуратно разгладить, лучше всего использовать мягкое полотенце.

Сегодня ее широко используют для оформления кухонь, детских.

В зависимости от того, где находится стол и для каких работ он предназначен, можно выбрать подходящий вид пленки. Это может быть:

  • однотонная самоклейка, придающая общему интерьеру мягкость и благородство;
  • прочностью и блеском отличается металлизированная пленка, когда на нее попадают лучи солнца;
  • декоративные, имитирующие текстуру различных материалов;
  • пленка с 3D-эффектом, создающая интересные яркие картины;
  • прозрачная, с нанесенным орнаментом; ее можно применять для оклейки стеклянной столешницы и других стеклянных элементов стола;
  • велюровые, имеющие приятную на ощупь мягкую бархатистую структуру;
  • флуоресцентные, светящиеся в темноте.

Использование грифельной краски позволяет рисовать на поверхности не только столешницы, но и любой части конструкции мелом.

Реставрация деревянного стола: порядок выполняемых операций

Какой бы материал не использовался, для того чтобы задекорировать стол, нужно выполнить ряд операций, без которых невозможно обойтись:

  • обезжирить: обработать соответствующими материалами или просто вымыть мыльным раствором;
  • высушить;
  • освободить поверхность мебели от старой краски или лака;
  • зачистить изделие, ликвидировать неровности, сколы, трещины;
  • нанести грунтовку, дать обсохнуть;
  • проводить декорирование, в соответствии с избранным способом облагораживания;
  • вскрыть лаком, если так предусматривалось планом улучшения его вида.

Многие считают, что использование самоклеящейся пленки при декорировании стола является самым простым способом, рассчитанным на желающих что-то обновить, но делать это им – лень.

Материалы и инструменты, необходимые для проведения реставрации

Чтобы обновление мебели провести в короткие сроки и выполнить все работы качественно, необходимо подготовить материалы, которые понадобятся для украшения столешницы и других элементов конструкции. Они могут быть различны, но чаще всего используют:

  • наждачную бумагу или шлифовальную машинку;
  • малярные и художественные кисти и валик;
  • малярный скотч;
  • инструменты для сборки стола: отвертки, ключи, пассатижи, молоток;
  • краски однотонные и разноцветные;
  • лак акриловый.

Работа с самоклеящейся пленкой требует аккуратности, внимания и небольшого терпения.

В зависимости от выбранного способа, набор инструментов и материалов может быть дополнен и расширен.

С помощью пленки можно выполнить декор стола любого назначения.

ВИДЕО: ДЕКОРИРОВАНИЕ СТОЛА СВОИМИ РУКАМИ

Декор стола: техники преображения столешниц и способы оформления застолья

Преображать старую мебель, доставшуюся по наследству или приобретенную с рук – одно удовольствие. Существует немало интересных техник, чтобы выполнить декор стола своими руками. Можно преобразить только одну столешницу, используя кракелюр, декупаж или декорирование мозаикой из битой плитки. Тогда предметы обстановки с собственной историей украсят интерьер в стиле ретро, бохо или шебби-шик.

Читайте также:
Камины из гранита и мрамора

Из картона можно сделать елочки и поставить их на стол

Цветы на столе будут отлично дополнять общую идею декора

На стол можно постелить красивую дорожку с рисунками

Как выбирать технику декорирования?

Реставрация винтажной или антикварной мебели – готовность подарить вторую жизнь вещам, отслужившим свой срок и ожидающей утилизации. Так не хочется расстаться с оригинальным столиком, доставшимся от бабушки, на который она ставила любимым внукам горячие пирожки с молоком по утрам. Иногда достаточно сделать своими руками небольшой ремонт и декор стола, чтобы преобразить до неузнаваемости, при этом его неповторимая форма останется узнаваемой.

Бывает, что ищешь не новую мягкую мебель по объявлениям, а встречаешь уникальную вещь гнутыми ножками, а столешница безнадежно испорчена. Конечно, любой дефект легко скрыть под скатертью, но лучше приложить немного усилий, чтобы получился уникальный кофейный столик или «пузатая» тумбочка – символ ушедшей эпохи постмодернизма.

Цветную бумагу можно нарезать мелкими частями и разбросать по столу

В тарелки можно поставить статуэтки животных

Конечно, проще всего отдать столик в мастерскую, но тогда почти бросовая вещь станет буквально «золотой». Но можно обойтись минимальными расходами, чтобы освоить какую-нибудь новую технику декора старого стола своими руками:

  1. Поталь – уникальный способ с использованием тонкой фольги, имитирующей декорирование мебели сусальным золотом или серебрением. Работают по гладкой или резной поверхности посредством наборов, предлагаемых в специализированных магазинах для художников и реставраторов. Освоив технику, можно стать специалистом в этой сфере, с возможностью дополнительного заработка.
  2. Простейший способ – декор столешницы своими руками с помощью молдинга и перекрашивания. Используются накладные детали (пластик, резьба по дереву, пенопластовые карнизы), после чего все покрывается общей краской, чаще всего – аэрозольной.
  3. Мозаичный декор поверхности старого стола предполагает выкладывание узоров из различных материалов и затирку швов. Иногда мозаику закрывают стеклом или лакируют в несколько слоев, чтобы получить гладкую поверхность. В продаже можно найти специальные наборы из цветных квадратиков или кружков для мозаики. Дешевле выложить орнамент из кусочков битого кафеля, зеркальной плитки и цветного стекла.
  4. Искусственное состаривание (патинирование, кракелюр, растрескивание поверхностей химическим способом, декорирование скорлупой с последующей доработкой). Метод хорошо для деревянной мебели ретро-дизайна. Роскошно смотрится кухонная мебель из нескольких предметов, которую декорировали своими руками одинаково – буфет, стулья, столы.
  5. Для художественной росписи акриловыми красками желательно владеть соответствующими навыками или образованием. Но есть разные техники, которые не предполагают особых способностей – используют трафареты, кисти разной ширины и валики с рисунком для накатки изображений.
  6. Салфеточный декор для стола своими руками – декупаж. Достаточно популярная техника, благодаря которой любая деревянная поверхность может выглядеть совершенно по-новому.
  7. Перетяжка мебели тканью своими руками, в том числе и декорирование столешницы красивой тканью, которую потом вскрывают лаком для практичности.
  8. Имитация маркетри – мозаичных панно из разных пород древесины, вырезанных точно по шаблону. При имитации можно использовать любой материал, имитирующий текстуру древесины. По завершении столешницу герметизируют стеклом или защитным лаком. Одна из самых роскошных техник в руках мастера. Тем же способом можно выполнить декорирование столешницы из материалов, имитирующих поделочный камень (малахит, оникс, чароит, лазурит, яшму, сардоникс, агат). Можно также использовать кожу и замшу, листовую пробку, бамбук или шпонированные обои разного цвета и фактуры.
  9. Нестандартные способы декорирования с использованием природных материалов, чтобы получить оригинальное изображение. Не обязательно выравнивать столешницу, если мебель не будет использоваться по прямому назначению, но будет выполнять чисто эстетические функции в дизайне интерьера. Такой столик можно поставить у зеркала в прихожей или спальне, как на фото.

О том, как украсить письменный стол своими руками в одной из перечисленных техник, предлагаем мастер-класс.

На тарелки можно положить зеленые веточки, это будет выглядеть красиво

На стол можно положить декоративные листья и поставить свечи

Как сделать декор стола своими руками – 135 фото вариантов на выбор. Лучшие идеи по оформлению кухонных принадлежностей

Стремление к творчеству есть у каждого человека. Сделать красивый декор стола по силу даже новичку. Для этого нужно детально обдумать, что хочется, приобрести нужные материалы. Поэкспериментировав на столе, разобравшись как это делается, можно перейти к разукрашиванию более сложных предметов интерьера.

Краткое содержимое статьи:

  • Планирование работ
  • Что будем декорировать
  • Виды декорирования
  • Делаем декорирование стола
  • Фото декора стола своими руками

Планирование работ

Ничто так не полезно делать, как продумывать последовательность своих действий. Иметь четкий план, картину желаемого. Когда всё продумано до мелочей, остается лишь составить собственные правила-инструкцию по декорации стола, которым будем придерживаться в процессе творчества.

А также получить ответы на ряд вопросов:

  • Что за стол выбран для разукрашивания? (уличный, письменный или кухонный);
  • Какой способ оформления подойдет?
  • Какие существующие фото декора стола можно использовать в качестве примера?
  • Есть ли необходимый материал и инструменты для работы?
  • Что из всего необходимого нужно приобрести, чтобы потом не отвлекаться?
Читайте также:
Как купить барные стулья для кухни и не прогадать: 7 советов по выбору

Как полководец, нужно четко придерживаться выбранной стратегии. Тогда наверняка получится что-то хорошее, радующее глаз, вызывающее гордость.

Что будем декорировать

Перед тем как начать разукрашивать стол, нужно ознакомиться с существующими техниками и способами, используемыми для оформления. Подобрать нужный способ декора, рассмотреть различные идеи, которые подойдут для начинающих творцов.

В этом лучше всего ориентироваться на то, как часто используется стол, где он находится (на кухне, в гостиной, в спальне, в ванной или вовсе на улице).

Какой его вид:

  • Дачный;
  • Детский;
  • Кухонный;
  • Письменный;
  • Журнальный;
  • Прикроватный;
  • Кабинетный;
  • Будуарный.

Также стоит обратить внимание на материал, из которого изготовлен стол. Это может быть:

  • Дерево;
  • Пластик;
  • Металл;
  • Оргстекло;
  • Бетон.

От того, какая нагрузка приходится на рабочую поверхность стола (внешнее покрытие) также будет зависеть правильный способ декорирования.

Важно, чтобы новый предмет интерьера оставался привлекательным долгое время, а не превратился в непонятно что после того, как с ним поиграл ребенок или прошел небольшой дождь.

Виды декорирования

Определившись с тем, где будет находиться стол, как часто использоваться, его видом, переходим непосредственно к изучению методологии – способам, приемам и техникам оформления.

Существуют следующие виды декора, позволяющие любой столик сделать оригинальным своими руками:

  • Мозаика, плитка;
  • Создание разнообразных лепных конструкций (скульптур, колон, барельефов), которые будут использоваться в качестве опоры под столешницу;
  • Окрашивание, придание поверхности различных оттенков;
  • Рисование по трафарету;
  • Использование пленки-самоклейки, различных аппликаций на основе скотча;
  • Декупаж;
  • Нанесение на поверхность стола объемной картины;
  • Создание декора «под стекло»;
  • Выполнение художественной росписи.

Самый простой способ декора – нанесение краски. Можно использовать как трафарет с уже готовыми рисунками, так и взять в руки кисть, профессионально расписать под современный стиль дизайна.

Делаем декорирование стола

После ознакомления с малоинтересной, порою нудной, скучной теорией, переходим к непосредственной практике. Приобретя необходимый материал и инструмент, выполняем простые действия:

  • Создаем макет рисунка;
  • Обрабатываем (полируем) поверхность наждачкой или шлифмашинкой;
  • При необходимости удаляем старое лакокрасочное покрытие;
  • Обеспыливаем поверхность;
  • Грунтуем;
  • Переворачиваем стол;
  • Прокрашиваем нужным оттенком ножки, внутреннюю часть;
  • Ожидаем полного высыхания;
  • Возвращаем стол в обычное положение (ставим на ножки);
  • Наносим эскиз;
  • С помощью малярного скотча очерчиваем границы рисунка;
  • Аккуратно закрашиваем нарисованный орнамент или фигуры;
  • Оставляем на просушку;
  • Покрываем бесцветным лаком (делаем поверхность глянцевой)

Для выполнения выше рассмотренного декора не понадобится специфических художественных умений и талантов. Достаточно наличия кисти, краски, лака, трафарета.

И – немного времени. Также оригинально будут смотреться различные аппликации на основе пленки-самоклейки и картины, помещенные под стекло.

Декор стола – просто и оригинально (20 фото)

Стол, безусловно, всегда находится в центре любого интерьера. Габариты и форма изделия абсолютно неважны: это может быть миниатюрный столик на террасе или громоздкий письменный стол в рабочем кабинете. С годами мебель теряет свой презентабельный внешний вид, но декор стола можно легко обновить, вдохнув в него новую жизнь.

Декор стола цветами Декоративный рисунок на столе

Виды декорирования

Обновить обветшалый стол можно несколькими способами. Среди самых популярных выделяются следующие:

  • традиционная покраска;
  • художественная роспись;
  • декупаж (бумагой или тканью);
  • мозаика из керамической плитки, зеркал или стекла;
  • использование ракушек и другого природного материала.

Выбор зависит от интерьера комнаты, в которой будет находиться стол, а также наличия необходимого материала. Подобрав подходящую технику и вооружившись решительностью, вы можете приниматься за работу. Выполнив декор стола своими руками, вы гарантировано обзаведетесь оригинальной деталью интерьера, а может и настоящим произведением искусства.

Техника декупаж в декоре стола Декор деревянного стола

Покраска старого стола

Подобная техника, одна из самых простых и распространенных, но все равно требует аккуратности и внимательности. Начальный этап, один из самых трудоемких и пыльных – это шлифовка. Она необходима, чтобы полностью избавиться от старого покрытия. Работа выполняется в два этапа. Сначала обработка мелкозернистой, а потом крупнозернистой шлифовальной бумагой.

Чтобы декор старого стола был равномерным, необходимо устранить все дефекты столешницы. Очистите поверхность от пыли и тщательно осмотрите ее. Все обнаруженные сколы и трещины заделайте шпаклевкой для дерева. После высыхания шпаклевки снова прошлифуйте поверхность.

Декор стола керамической плиткой Декор круглого стола росписью

На следующем этапе – обезжиривание и грунтовка. Это необходимо чтобы краска легла равномерно и хорошо держалась. Можно использовать шеллаковую или алкидную грунтовку. Покрывать лучше в два слоя. После высыхания грунтовки (примерно сутки) снова зашкурьте поверхность шлифовальной губкой или наждачной бумагой.

Вот и наступил самый приятный и ответственный момент – покраска.

Выбирайте краску только проверенных производителей, особенно если выполняется декор обеденного стола. Поверхность должна стойко переносить частые контакты с водой, удары и другое. Отлично подойдет эмалевая алкидная краска на водной основе или акриловые краски.

Уделите внимание и кисти, она не должна распадаться в процессе.

Читайте также:
Какие бывают пилы по газобетону и как правильно выбрать?

Декор стола мозаикой Мозаика на столе

Художественная роспись

Создать эксклюзивный дизайн, подчеркнуть индивидуальность интерьера поможет роспись. Достаточно проявить немного фантазии и иметь два контрастных цвета красок. Для нанесения изображения совсем не обязательно быть художником – используйте шаблоны и трафареты. Их можно купить в лавке декора, найти в глобальной сети интернет или сделать самостоятельно.

Дальнейший процесс выполняется аналогично предыдущему. Дерево зачищается, грунтуется, шлифуется и покрывается базовым слоем краски (например, белым). Затем на высохшую поверхность укладывается и закрепляется трафарет. По трафарету наносится рисунок контрастным цветом. Когда краска высохла трафарет можно снимать, а при необходимости подвести элементы кистью. Таким способом можно выполнить декор рабочего стола или любой другой мебели.

Декор детского стола наклейками Осенний декор стола

Декупаж

Техника нанесения бумаги или ткани на поверхность деревянного или стеклянного стола называется декупаж. Этот способ позволяет выполнить декор стола цветами, абстрактными узорами, пейзажами или другими мотивами.

Поверхность изделия зачищается, грунтуется, шлифуется и покрывается краской. Покрашенный стол промазывается клеем, а сверху накладывается изображение. Для украшения можно использовать декупажные карты, бумажные салфетки, остатки обоев, фотографии, лоскуты ткани. Все зависит от вашей фантазии и интерьера комнаты.

Очень оригинально выглядит обратный декупаж. Изображение наносится на стеклянное дно столика с внутренней стороны. Поверхность рисунка будет хорошо защищена от механических повреждений и влаги.

Высохшее изделие покрывается лаком в несколько слоев.

Декор стола пленкой Декор стола плиткой

При помощи декупажа можно превратить обветшалый стол в стильный, оригинальный или винтажный. Чтобы придать мебели состаренный вид, необходимо использовать специальный лак кракелюр. При высыхании поверхность трескается, тонкие паутинки создают хаотичный узор.

Для создания гармоничного ансамбля узор можно выполнить на ножках стола, стульях и мебельных фасадах. Интерьер будет выглядеть завершенным и отлично продуманным.

Оригинальный декор журнального стола можно выполнить при помощи старого разноцветного платка. Изделие станет настоящим украшением дачной веранды или сада. Еще одно преимущество декупажа – это возможность скрыть дефекты мебели. Если правильно подобрать варианты декора, то некрасивые сколы и трещины можно превратить в изюминку. Небольшая ветхость актуальна для стиля прованс и винтаж.

Декор стола в стиле прованс Роспись на журнальном столике

Мозаика

Украшение садового или кухонного стола мозаикой – это особый вид декора. Внешне хаотичное нагромождение мелких осколков требует тщательно продуманной компоновки. Материал для этого способа декорирования можно купить в специализированном магазине (сеточная плитка мозаика) или сделать самостоятельно из остатков плитки стекла и зеркал.

Начинающим декораторам следует начинать с простых рисунков. Процесс требует особой внимательности и аккуратности. Покройте столешницу краской, затем смажьте участок покрытия клеем и положите фрагмент плитки, немного прижав. Таким же способом выложите весь узор. Швы между деталями мозаики необходимо заделать специальной затиркой, а затем смыть ее остатки с поверхности.

Такой оригинальный столик можно смело ставить в саду. Столешница отлично сохраниться под воздействием осадков и солнечных лучей.

Состаренный стол Декор стола статуэтками

Природные украшения

Для поклонников эко-интерьеров подойдет декор журнального или рабочего стола своими руками с использованием природных материалов. Ракушки, камни, каштаны, высушенные листья, бамбук и другие дары природы помогут создать оригинальный дизайн стола.

По краю столешницы закрепляем толстые бамбуковые палки. Торцы столешницы декорируем шпагатом, можно прибыть гвоздями или приклеить горячим клеем. Покрываем всю конструкцию лаком. Внутри столика выкладываем красивые ракушки, камни, кораллы или другие морские элементы. Всю конструкцию накрываем стеклом по размеру столика.

Декор стола стеклянной мозаикой Декор журнального столика

Таким же образом можно выполнить декор с использованием цветочных элементов, предварительно высушив бутоны и соцветия. Подобное изделие вы не встретите больше нигде.

Создавать красивые вещи просто, главное немного фантазии и желания. Приложив совсем немного усилий, вы сможете украсить домашний интерьер оригинальным и стильным столиком. Экспериментируйте и успех будет обеспечен.

Декор стола свечами Декор стола трафаретным узором

Все, что нужно знать о ковке металла

  1. Что это такое?
  2. Обзор видов
  3. Необходимые инструменты
  4. Технология
  5. Применение

Путать ковку со сваркой могут, наверное, только те, кто крайне далек от темы обработки металлов. Но разбираться в базовых понятиях может быть полезно и неспециалисту. А еще более интересно будет разобраться в том, что привлекает и может стать средством заработка. Кованые изделия действительно востребованы, и предела совершенству в их изготовлении нет.

Что это такое?

Если очень коротко, то ковка – это такой способ обработки металла, после которого этот металл меняется. Он нагревается до так называемой ковочной температуры, становится пластичным, что и использует специалист для придания новых форм заготовкам. Каждому металлу присущи свои характеристики, в том числе и уровень ковочной температуры.

Любопытно, но слова «ковка» и «коварство» неслучайно имеют один корень. Кузнечное дело веками народам и племенам казалось немного мистическим, тайным. Кузнец делал ковы и, если сократить объяснение до одного предложения, «коварство» как-то взяло и обрело значение мудрости, тайного знания, особых навыков. Это только потом оно стало ассоциироваться с негативными намерениями.

Читайте также:
Какой нужно ставить автомат на электросчетчик: 20 или 25 ампер?

В XX веке кузнечное дело утратило свой вес. Производство стало унифицированным, появилось прокатное и штамповочное оборудование, а потом добавилась еще и компьютеризация процесса. Кузнечное дело слабо конкурировало в индустрии, но конец эпохи еще не настал. Массовое производство оказалось таким привычным людям третьего тысячелетия, что они иначе взглянули на ручной труд. И оказалось, что кованые лестницы, ограды, всевозможные архитектурные и дизайнерские элементы – это красиво, в этом есть особый шик.

Потом ковка металла удачно интегрировалась с компьютерным проектированием, в специальных 3D-конструкторах стали разрабатывать кованые изделия для самых разных целей. Свободную ковку сегодня используют для многих видов металла, ее методом делают предметы обихода, а также те объекты, которые можно назвать высокохудожественными. Мало кто задумывался об этом, но ковка применима и в ювелирной сфере.

Наиболее ковким металлом является золото: оно очень пластично, тягуче, текуче, податливо процессу ковки.

Итак, эта технология стара как мир, переживала упадок, но возродилась и подчинила себе инновационные ресурсы. А принцип технологии ковки элементарен, он основывается на физических свойствах любого материала, обладающего температурой плавления. Например, железо плавится при 800-1200 градусах, ковочная температура меди – 100-600 градусов, а алюминия – 400-480.

Обзор видов

Это будет интересным даже для тех, кто о ковке не знает почти ничего. А еще это небольшой ликбез по физике.

Свободная

Она осуществима, если металл разогрелся до нужного уровня. Кстати, свободная ковка и горячая ковка – это одно и то же. Долгое время (почти всегда) это был единственно возможный способ изготовления кованых элементов. Горячая ковка – это нагревание металла до той температуры, когда он начинает быть пластичным, и тогда его обработка ударным инструментом становится простой (относительно, конечно). Материал податлив и принимает нужные мастеру формы. В свободной ковке используются особые технологии металлообработки, которые дают максимально широкое поле выбора мастеру.

И все же этот метод не обходится без недостатков. Например, чтобы нагреть металл, потребуется горн либо муфельная печка. Это дорого, требует организации особого помещения, а также подобное оборудование не так легко содержать и обслуживать. А ведь еще и топливо приобретать необходимо. Наконец, это открытый источник огня, а значит, мастер, работающий с ковкой, должен предельно точно соблюдать все меры безопасности. Не говоря уже о том, что он не может работать без специальных навыков, знаний о температурных параметрах разных металлов.

Машинная

Под этим термином понимается деформация сплавов, которая происходит с применением автоматических молотов либо гидравлики, прессов, падающих с огромным весом (доходит до 5 тонн). И вес поковок после такого вида ковки может равняться 100 тоннам, и даже это не предел. То есть для данного типа ковки необходимы и очень крутые подъемные механизмы, и разнокалиберные манипуляторы. Но при этом такой способ ковки считается самым экономичным. И она действительно экономически целесообразна, если надо получить фасонные заготовки из стали, механические свойства которых будут очень высоки.

Это касается и мелкосерийного, и индивидуального производства.

Штамповка

Именно благодаря такому технологическому производственному приему ковка стала массовой. Металл в своем преображении оказывается ограничен штампами, деформируясь, он получает нужную форму. Там, где надо получить много кованой продукции и быстро, применяют штамповку. В сравнении с той же свободной ковкой у штамповки производительность будет выше в десятки раз. При этом квалификация занятых на производстве рабочих – ниже. А еще штамповка позволяет достичь большей точности размеров и чистоты поверхности поковок.

Штамповка бывает горячей и холодной. При горячей штамповке процесс формообразования завязан на штампах. Их рабочие полости, которые называются ручьями, допускают течение материала лишь в заданном направлении и до ограниченных пределов, а значит, в результате такого процесса получится поковка по форме и размерам только одного вида. Еще ее называют принудительной.

Необходимые инструменты

Инструментов и приспособлений, участвующих в ковке, множество. Каждый новоизобретенный инструмент был обязан упростить для мастера процесс ковки, усовершенствовать его. Но некоторые инструменты фактически не меняются, по принципу действия и назначения они с мастерами уже много столетий. Это кузнечный очаг, наковальня, молот и клещи.

Кузнечные очаги бывают:

  • переносными и стационарными;
  • закрытыми и открытыми;
  • электрическими и работающими на топливе;
  • жидкостными, задействующими твердое топливо и газотопливными;
  • имеющими боковые сопла топливной подачи и с центральной фурмой.

Как выглядит наковальня, наверное, представляют и неспециалисты в кузнечном деле. Наковальня – это такой большой металлический стол, где и формируется сама заготовка. Это в каком-то смысле рабочее поле кузнеца. Стол включает основание, рог и наличник, имеющий отверстия под гибку. Видов наковален тоже много, но у каждой обязана быть стальная опора, весящая не менее 30 кг.

А вот клещи кузнецу нужны, чтобы проводить с заготовкой самые разные манипуляции в ходе работы. Молот же считается основным инструментом мастера, и они разнятся по массе. Также специалисту для работы понадобится горн или печка, а еще «державка» – это такой стержень, имеющий лапы для захвата болванки.

Читайте также:
Лимонная кислота — свойства, польза, домашнее применение

Если говорить о материалах, так самые первые кованые изделия изготавливали из меди. Когда-то этот вид металла был самым распространенным с точки зрения самородных материалов. Да еще и по ковкости лучше меди материала не найти, ведь ее можно ковать даже на 100 градусах, и первобытным мастерам такие температурные разбежки были вполне доступны.

Уже потом люди принялись за ковку железа и бронзы.

Технология

А теперь можно немного углубиться в физику процесса, она доступна (хотя бы для осмысления) даже в домашних условиях. Тем, кто собирается ковать своими руками, такие знания нужны непременно. Главное правило кузнеца – как нагреешь, так и пойдет. То есть сначала металлическую заготовку надо нагреть, и нагреть качественно. Для этого и нужен горн или нагревательная печь: что именно, зависит от типа заготовки.

Сначала разогревают печь (допустим, рассматривается процесс именно с учетом ее использования), и разогревают до темно-красного цвета. Затем в готовую печь надо отправить заготовку. Она непременно должна быть горячей, иначе не избежать трещин во внутренних сплавных слоях. Для предварительного подогрева хватает 300 градусов температуры, достижение таких значений заметно по дыму и тому, как легко зажигается масло на поверхности элемента.

Что делать дальше, расскажем в инструкции.

  1. Когда продукт уже в печке, нагрев нужно плавно нагнетать. Конечно же, контролируя процесс. Тут выстраивается прямая зависимость: чем выше будет температура, тем пластичнее и мягче станет заготовка.
  2. Но и перегрева надо всячески избегать. Чем выше нагревается металл, тем яснее угроза образования кристаллов, обладающих слабыми связями. А значит, после ковки сплав может быть хрупким, с заметными трещинами и даже надрывами. Речь идет уже о перегреве металла.
  3. Если же температура будет, напротив, малой, с заготовками просто нереально окажется работать. Надрывы и трещины никуда не денутся.
  4. Вынутую из печки заготовку непременно предстоит уплотнить, потому что внутри детали могут быть пустоты (металл на самом деле не на 100% однороден). А уплотняют заготовку молотком: им бьют от середины детали к концам.
  5. Подготовка молотом – это первое действие, которое фактически приводит в порядок сплав, то есть уплотняет его. Далее идут сугубо специальные действия. Из металла на рассматриваемом этапе можно получить цилиндры (пустотелые либо сплошные), а еще кольца, плоские заготовки и т. д. А чтобы сделать, например, вытягивание, надо обжимать деталь несколько раз, металл должен перемещаться по оси. Если заготовка очень большая, работают с частями: сначала с нижней частью, потом с остатком. Вариантов заготовок очень много. Как и, собственно, способов ковки. И задача кузнеца заключается в том, чтобы выбрать лучший из них.
  6. Далее следует этап окончательной отделки. До этого заготовку можно назвать не более чем металлическим черновиком из-за ее неровности, грубоватой поверхности и несовпадения с размерами, которые ожидаются изначально. Деталь очищают зубилом, потом по всей поверхности хорошенько проходятся молотом. Потом нужно проверить спецлинейками размеры и неровности, ориентируясь на коррекцию того, что не получилось сразу.
  7. Дальнейшим состоянием металла будет снижение тягучести детали, она начнет затвердевать. И это ключевой момент всего процесса, потому что трещины чаще всего появляются именно на данном этапе (это связано с малой подвижностью материала и нарушениями связей меж частицами).
  8. Чем больше заготовка, тем сложнее она будет остывать. Способны возникать внутренние натяжения, что чревато явно нежелательными деформациями. А чтобы такого не случилось, элемент отправляется в горячий мусор. И сделать это надо, пока деталь еще красная. Это если процесс относительно прост, а если же уровень сложности повыше, понадобится еще один отжиг.

Мастера говорят, что ковку можно назвать искусством компромисса.

Мало знать главные операции, надо еще и уметь определять способ ковки, форму и вид инструментов, подбирать актуальное и наиболее рациональное для каждой конкретной задачи действие. И еще нужно уметь видеть наперед, прогнозировать результат. Конечно, все это приходит с опытом.

Применение

Ковка ориентирована именно на мелкосерийное или единичное производство. В чем-то она лучше литья: наверное, в меньшей трудоемкости и длительности процесса, в разности температур и выборе инструментария. Для литья, например, требуются очень мощные (а значит, и очень дорогие) печи.

В быту кованые изделия используются очень активно. Они украшают интерьер: от кованых подставок и подсвечников до вешалок и больших декоративных композиций. Очень популярны сейчас кованые корзины для дров: они выглядят очень гармонично в интерьере, где есть печка или камин.

Шикарно и убедительно смотрятся двери с элементами ковки, мебель: кресла, кровати, скамьи. Кованые часы очень облагораживают интерьер или уличное оформление дома. А лестницы из кованого металла – это еще и вложение на долгие десятилетия, они вне моды и времени. Беседки, ограждения, ворота тоже идеально смотрятся в кованом виде.

Словом, актуальности запроса на кованые изделия пока ничто не угрожает. Это всегда изящная ручная работа, красивая и очень прочная, эксклюзивная (в большинстве случаев) и интересная как мастеру в процессе изготовления, так и заказчику.

Читайте также:
Как сделать смешариков из пластилина поэтапно с фото и видео

Ковка металла — краткое пособие для новичков

Ковка металла

Процесс ковки заключается в нагреве металла до определенной температуры постепенно, не достигая температуры плавления. В определенный момент нагрева, металл становится более мягким и пластичным. Для каждого из металлов такая температура разная.
Температурные рамки ковки для углеродистых сталей, в составе которых углерода:

  • 0,1-0,3% — от 1200 до 800 градусов;
  • 0,3-0,5% — от 1150 до 800 градусов;
  • 0,5-0,9% — от 1100 до 800 градусов;
  • 0,9-1,45% — от 1050 до 800 градусов.

Для легированных сталей значения таковы:

  • 1100-825°C — для низколегированных сталей;
  • высоколегированных — 1150-875°C.

После требуемой обработки металла (доведения до требуемой структуры, достижения определенных свойств, придание нужной формы), изделие подвергается закалке. Такой процесс заключается в быстром охлаждении заготовки в разнообразных жидкостях. Иногда сам процесс закалки заключается в нагреве и охлаждении до требуемой температуры металлического изделия.

Виды ковки

Ковка — это один из видов обработки металла, позволяющий изменять форму и размер заготовки. Ковку подразделяют на два вида:

Далее я расскажу о каждом из ее видов.

О горячей ковке

Смысл горячей ковки заключается в том, что перед обработкой заготовка подвергается нагреву до определенной температуры. Это повышает пластичность металла, и таким образом увеличивает возможности мастера.

Горячая ковка подразумевает обработку разогретой до высокой температуры детали

Достоинства:

  • Высокая пластичность заготовки. Благодаря этому упрощается работа. Кроме того, мягкий металл позволяет без особого труда изменять форму и размеры заготовки;
  • Универсальность. Данный метод позволяет использовать любые заготовки. Это значительно расширяет возможности мастера.

Нагрев заготовок осуществляется в кузнечном горне

Недостатки:

  • Дополнительные затраты. Для разогрева заготовок до ковочной температуры необходимо обустроить кузнечный горн. Кроме того, требуются дополнительные затраты на топливо;
  • Требовательность к температурным режимам. Чтобы заниматься горячей ковкой нужны определенные знания, позволяющие определять температуру «на глаз». Подробней об этом я расскажу ниже.

О холодной ковке

Для холодной ковки не требуется горн, так как обработка заключается в изгибании холодных заготовок, их прессовании и сварке.

Холодная ковка выполняется на специальном оборудовании и не требует нагрева обрабатываемых деталей

Достоинства. Холодная ковка обладает следующими достоинствами:

  • Доступность. Обустроить мастерскую для холодной ковки гораздо проще, так как не нужна печь. К тому же для этого требуется меньше затрат;
  • Безопасность. Отсутствие высоких температур положительно сказывается на общей безопасности.

Недостатки. У этого вида ковки тоже имеются минусы:

  • Холодная ковка предоставляет меньше возможностей. Многие операции, которые можно выполнить горячей ковкой, для холодной обработки недоступны;
  • Невозможность исправления брака. Холодная обработка осуществляется с использованием заготовок-полуфабрикатов. В результате ошибку, как правило, нельзя исправить;

Для холодной ковки используются пруты квадратного и круглого сечения

  • Ограниченность заготовок. Холодным способом можно изготавливать определенный набор деталей, который зависит от вашего оборудования. Причем для этих целей используются пруты квадратного или круглого сечения.

Диаметр и размеры сечения заготовок, с которыми можно работать, так же зависят от используемого оборудования.

Механическая обработка

По способу можно разделить ковку на:

  • свободную — при таком методе заготовка на наковальне располагается без участия дополнительных креплений для ее закрепления. В него входит традиционная ручная ковка;
  • машинную — данный способ рассчитан на промышленное применение. Сам процесс заключается в применении механических молотов, масса которых может быть до 5 тонн. Такой вариант ковки подходит для изделий вес которых может превышать десятки тонн;
  • штамповку — вариант позволяет применять штампы матрицы, в которые помещается исходный материал и при помощи удара молотом, изделия получает требуемую форму и размер. Такой способ позволил процесс получения изделий сделать массовым.

Физика процесса

Рассмотрим подробнее обработку при помощи ковки.

Нагрев заготовки


Судьбоносный этап: как нагреете, так процесс ковки пойдет дальше. Берется металлическая заготовка, которую необходимо нагреть. Делается это в горнах или нагревательных печах – это зависит от размера заготовки.

Первым делом разогревают печь, критерий готовности – темно-красный цвет. Следующий этап – размещение заготовки в раскаленной печи. Заготовка обязательно должна быть горячей, в противном случае вы получите трещины во внутренних слоях сплава.

Температура предварительного подогрева будет вполне достаточна на уровне 300°С: проверить можно по появившемуся дыму и легкому зажиганию масла на поверхности детали.

Когда детали или несколько деталей внутри печи, нагрев постепенно нагнетают до необходимого уровня. Зависимость здесь прямая: чем выше температура, тем мягче и пластичнее деталь. Но и перегревать заготовки категорически нельзя.

Чем выше нагрев стали, чем выше риск образования отдельных кристаллов со слабыми связями, что делает сплав после ковки хрупким, с надрывами и трещинами. Такое нежелательное явление называется перегревом стали.

Для ковки не подходит и недостаточная высокая температура. С недогретыми заготовками практически невозможно работать. Да и в этом случае внутри металла происходят надрывы и трещины.

Важно понимать, что для эффективной и качественной ковки важны две вещи в равной степени: правильный уровень температуры и постепенность нагревания.

Обжим металлической заготовки

Это только кажется, что металл – вещество однородное и плотное. На самом деле внутри можно найти различные пустоты и так называемые раковины. Поэтому заготовку, вынутую из печи нужно немедленно уплотнить: от середины к концам бьют по ней молотком.

Читайте также:
Как сделать рогатку своими руками: пошаговая инструкция

Действия, производимые молотом, делятся на два этапа: подготовку и окончательную отделку.

Подготовка

Главное в подготовке – «привести в порядок» сплав заготовки: уплотнить его и придать «в черновую» нужную форму и размеры. Этап подготовки тоже подразделяется на виды с точки зрения формы: цилиндры сплошные или пустотелые, плоские вещи, кольца, вытягивание и т.д.

Способ ковки на этом этапе также может различаться, названия у них такие же смешные.

У подготовки сплошных цилиндров свои правила с четкой последовательностью шагов. Она производится на нижнем бойке наковальни. Заготовку бьют молотком, и после каждых нескольких ударов поворачивают по оси ровно на 1/8 оборота.

В итоге должен образоваться восьмигранник. Его обжимают снова – удары молотком с поворотом на 1/8, после чего формируется уже форма с шестнадцатью гранями. Дальше все проходит по такому же сценарию, чтобы получить цилиндр со значительно уменьшенным диаметром.

Заготовка становится длиннее, металл перемещается по оси. Такая обработка называется вытягиванием.

Во время работы нужно следить за состоянием металла. Если, например, на поверхности обнаружатся трещины, ковку нужно остановить, а трещины вырубить с помощью кузнечного зубила.

Если металлическая деталь для ковки слишком больших размеров, обработку делают в два этапа: сначала обжимают и подготавливают нижнюю часть, затем греют и обрабатывают оставшуюся часть.

Финиш данного этапа –это «отрубка прибыли», которая заключается в удалении верхней «прибыльной» части заготовки из-за содержания в ней пустот.

Для формирования детали в виде кольца кусок заготовки нужно всего ничего: обжать, вытянуть, очистить от окалины, отрубить прибыль и… разрубить на куски. Эти куски хорошенько греем второй раз и занимаемся чудесным делом – формируем из них лепешки.

Отверстия в этих лепешках пробивают с двух сторон, чтобы получились уже реальные кольца. Дальше производится обработка под названием «разводка» в специальной наковальне стойчатого вида.

Одна из самых распространенных форм заготовок – это детали с прямоугольным поперечным сечением. Их ковка проводится по своим правилам. Во-первых, работать нужно на специальных плоских наковальнях. Сначала делают обжим, а затем их сплющивают «наплоско».

Следующий этап – поворот заготовки по оси на 90°С и сплющивание «на ребро». Под ударами и сплющиванием деталь становится длиннее по оси.

Для того, чтобы она не превратилась в тонкую ленту, одновременно производят «раскатку» для расширения размеров, а все образующиеся неровности выглаживаются с помощью молотка. Таким образом куются плиты из брони.

Вариантов заготовок по форме и природе металла огромное количество. Так же много и способов ковки. Нужно уметь выбирать самый оптимальный из них, планировать последовательность операций свободной ковки.

От правильности такого выбора будет зависеть качество ковки и расход ресурсов в виде энергии на неоднократные нагревы и другие расходные материалы.

Инструменты и оборудование для ковки металла

Современная кузня состоит из горна, наковальни и мехов, а также дополнительных приспособлений в виде молотов и клещей.

Кузнечный горн — это печь или очаг для нагрева заготовок. Процесс увеличения температуры в горне заключается в подаче при помощи мехов воздуха. Горн может быть электрический или работать при помощи топлива. Сопла, расположенные в разных точках, подают воздух для контроля температурного процесса. Наковальня представляет из себя массивный ровный стол, на котором происходит процесс ковки.

Механические процессы

Существует несколько процессов, в результате которых устраняются все дефекты заготовки и ей придается требуемая форма:

  • создание утолщений в определенных местах заготовки называется высадкой;
  • протяжка — это увеличение длины за счет уменьшения высоты и ширины;
  • уменьшение высоты путем расплющивания заготовки — это разгонка;
  • процесс получения заготовки цилиндрической формы называется раскаткой;
  • в результате осадки высота изделия уменьшается путем увеличения поперечного сечения;
  • получение сквозных отверстий пробиванием, называют прошивкой.

Особенности и правила ковки

Для получения качественных изделий в результате ковки следует придерживаться правил:

  • соблюдения температуры (не превышая ее или не достигая выполнять процесс ковки);
  • процесс нагрева должен происходить в несколько этапов. Первый этап это нагревания до 300 градусов. Следующие этапы — в соответствии с технологичной картой, для каждого конкретного типа стали;
  • нагрев стальной заготовки должен происходить равномерно по всей площади.

Приступать к нагреву заготовки лучше всего сразу после ее отливки (при достижении темно-красного оттенка металла). Желательно прогреть отлитое изделие перед нагревом в горне от краев к центру, чтобы не столкнуться с трещинами и напряжением в структуре. При этом температура нагрева не должна превышать 300°C. Контролировать этот процесс можно при помощи машинного масла, которое при этой температуре начинает гореть. Это свидетельствует о том, что заготовку можно помещать в очаг.

Не стоит перегревать заготовку, так как можно получить:

  • перегрев стали — в результате которого может измениться кристаллическая структура и разрушить изделие на фрагменты при последующей ковке;
  • при пережоге изменяются свойства стали химического характера, в результате выжигается большее количество, чем допускается, углерода.
Читайте также:
Как очистить воду из скважины от нитратов при помощи фильров

При нагреве в горне температуру металла определяют по его цветовому оттенку. Чем темнее поверхность, тем ниже температура металла. Яркий белый говорит о нагреве в 1200-1300°C.

После произведенного нагрева заготовку обжимают при помощи молота, что позволяет избежать трещин и пустот внутри металла.

Ковкое железо

Основным металлом, применяемым кузнецами 18 – 19 веков было ковкое железо. Его отличала высокая устойчивость к коррозии, сохраняющаяся сотни лет. Благодаря этому множество образцов кузнечного мастерства того времени сохранились в первоначальном виде до наших дней. Ковкое железо вырабатывалось двух типов. Первое – это кричное железо, которое получали и очищали путем плавления на горящих древесных углях. Мягкое и податливое, оно прекрасно подходило для полирования и шлифовки, поэтому его использовали не только для изготовления декоративных или бытовых предметов, но также для производства оружия и доспехов. Второе – это пудлинговый чугун. Его производили в специальных печах без использования открытого огня. Для этого металла характерным является волокнистость структуры, хорошая пластичность при нагревании и ограниченная холодная обработка.

Обработка металлов методом ковки: назначение и технологии

Технологии пластического деформирования металлов и сплавов в горячем состоянии являются прогрессивным методом металлообработки, поскольку позволяют существенно повысить коэффициент использования металла и отформовать исходную заготовку быстрее любого процесса механической обработки на металлорежущих станках. Ковка – один из старейших способов, который и сейчас находит применение, особенно в условиях единичного выпуска продукции.

  • Суть и назначение ковки
  • Разновидности ковки
  • Оборудование и инструменты
  • Приемы обработки металла (кузнечные операции)

Суть и назначение ковки

Под собирательным термином «ковка» подразумевают совокупность процессов горячей пластической обработки, при которых формоизменение металла происходит непрофилированным инструментом, а материал получает возможность свободного течения во всех направлениях, кроме того, в котором прикладывается деформирующее усилие.

Исходным металлом для ковки являются слитки, болванки или прутковые профили. Ковка литых заготовок и болванок распространена в крупном металлоёмком машиностроении, а мелкие ковочные мастерские предпочитают ковать металл в форме прутков.

Последовательность переходов ковки заключается в следующем. Исходный металл, который поступает на участок из литейного цеха или со склада проходит очистку от прокатной окалины или ржавчины, после чего режется/рубится на мерные заготовки, передаётся на кузнечный участок, где и деформируется специализированным оборудованием – в основном, ковочными прессами или молотами. Затем заготовка проходит очистку и, при необходимости, термическую обработку. После этого полуфабрикат может быть отправлен на штамповочный или станочный участок, где с ним будут выполняться завершающие (отделочные) операции.

Таким образом, ковка редко когда является переходом, в результате которого получается изделие конечной формы и размеров.

Разделка слитков является первичной операцией ковки, которая проводится на пилах или – реже – на ковочных молотах с применением кузнечных топоров – инструмента, имеющего острую кромку. Ещё реже, при обработке особо крупноразмерных заготовок, используют ломку на холодноломах.

Для резки прутков используются пресс-ножницы. Резка на ножницах является наиболее дешёвой, производительной и распространённой операцией, которая обеспечивает повышенную точность и производительность разделки. В условиях мелкосерийного и единичного производства стараются выбирать пруток с размерами, максимально приближёнными к размерам поковки, поэтому иногда обходятся без разделочного оборудования.

В технологии машинной ковки различают подготовительные и завершающие операции. К первым, кроме рубки, относят осадку, гибку, скручивание, оттяжку, выкручивание и другие операции, которые выполняются с использованием плоских бойков. На завершающих переходах ковка металла заключается в применении подкладного формоизменяющего инструмента, при помощи которого выполняются переходы пережима и протяжки. После этих переходов заготовка приобретает примерную форму поковки по длине и размерам поперечного сечения.

Разновидности ковки

Классификация процессов ковки металла может быть произведена по следующим параметрам:

  • По виду применяемого оборудования – ручная или на приводных ковочных машинах;
  • По температуре обрабатываемого металла – горячая, полугорячая или холодная;
  • По материалам – ковка стали или цветных металлов/сплавов.

Выбор технологии определяется размерами готовой поковки, серийностью производства и точностью размеров готовой продукции.

Горячая

Поскольку в нагретом состоянии металл обладает наилучшей пластичностью, то горячая ковка – преобладающий вид рассматриваемого процесса. Выбор ковочной температуры зависит от марки металла. Например, для обычных углеродистых сталей исходным пунктом выбора всегда является диаграмма «железо-углерод». Для доэвтектоидных сталей температура нагрева металла выше, чем для заэвтектоидных, причём с уменьшением количества углерода температура начала ковки выше.

Средний диапазон ковочных температур – от 1200 0 С до 800 0 С, однако мастера кузнечного дела никогда не оперируют понятием «температура нагрева», а вместо него используют два показателя – температура начала и конца ковки. Дело в том, что при выгрузке из печи металл начинает остывать; в зависимости от поперечного сечения болванки или слитка падение температуры может составлять до 100 0 С/10 мм поперечного сечения, поэтому металл нагревают до температур, которые примерно на 30 0 С превышают верхнюю границу ковки.

При превышении температуры неопытными нагревальщиками могут произойти два неприятных явления – перегрев и пережог металла. В первом случае структура нагретого металла становится крупнозернистой, что повышает опасность растрескивания заготовки, особенно при интенсивном формоизменении. Перегрев устраняется медленным охлаждением исходной заготовки и её повторным нагревом до необходимых температур. Если же ещё больше перегреть заготовку, наступает пережог металла, сопровождающийся необратимыми изменениями в его микроструктуре. В частности, происходит расплав неметаллических включений (например, серы), и исправить такой брак уже невозможно.

Читайте также:
Компрессор — универсальный инструмент строителя: преимущества и недостатки, основные узлы и типы компрессоров

Конец ковки обычно соответствует условиям образования крупных зёрен в структуре, когда сопротивление металла пластическому деформированию резко возрастает (особенно – для сталей с повышенным содержанием углерода). Это приводит к возрастанию потребного деформирующего усилия и снижает стойкость инструмента.

Ручная

Используется в мелких ремонтных мастерских, а также на предприятиях, которые занимаются технологическими процессами художественной ковки. Здесь процессы металлообработки максимально приближены к условиям работы кузнецов прошлого: для нагрева исходного металла используются открытые печи – горны, в качестве рабочего инструмента применяют ручной молот и наковальню, а для подачи воздуха – кузечные меха с механизированным приводом.

Специфической операцией ручной ковки является кузнечная сварка встык нескольких фрагментов исходной заготовки, при которой обжим соединяемых участков происходит за счёт комбинированного термо-силового воздействия на металл. Поскольку термические напряжения, присущие традиционным видам сварки, здесь отсутствуют, то работоспособность и долговечность сваренного стыка заметно выше.

Холодная

Процесс ковки металла, при котором температура исходной заготовки составляет не более 25 % от температуры плавления металла, из которого она изготовлена, называют холодной ковкой. Не слудет путать понятие холодной ковки с понятием ковки металла при комнатной температуре: например, пластическая обработка свинца в большинстве случаев будет отвечать условиям горячей ковки, а деформирование вольфрама при температуре 650…700 0 С – условиям холодной деформации.

Холодная ковка распространена в небольших мастерских, которые занимаются изготовлением малых форм из металла – статуэток, навесов, перил, баллюстрад и т.п. Исходным видом металлопроката служит здесь профилированный металл – прутки, полосы, а преобладающим видом пластического деформирования – гибка, скручивание, чеканка. Холодной ковке подвергают преимущественно цветной металлопрокат, окалинообразование на поверхности которого практически отсутствует.

Оборудование и инструменты

Самыми распространёнными видами кузнечного оборудования в условиях промышленного производства являются паровоздушные (или пневматические) кузнечные молоты и прессы. Первые деформируют энергией удара, вторые прикладываемым усилием. Поскольку запасаемая мощность единичного удара молота сильно зависит от массы его падающих частей, то ради повышения производительности практикуют несколько ударов подвижной части молота – бабы по проковываемому металлу. Масса падающих частей ковочного молота обычно не превышает 25 тонн; при необходимости развить повышенную энергию пластической деформации применяют гидравлические ковочные прессы, номинальное усилие которых достигает 150…200 тыс. тонн.

Значительно реже используют специализированное кузнечное оборудование, например, выкрутные или горизонтально-ковочные машины.

Для перемещения крупных поковок во время обработки применяются ковочные манипуляторы рельсового или безрельсового типов. Перемещение поковок, средних по своим размерам, ведут при помощи кантователей.

Ассортимент ковочного инструмента представлен ковочными топорами, протяжками, накладками и прошивками. Инструмент размещается на заготовке сверху, после чего приводится в движение баба молота или ползун пресса, выполняя формоизменение.

Приемы обработки металла (кузнечные операции)

Технология ковки включает в себя ряд основных переходов, выбор которых определяется конечной формой поковки и возможностями формоизменяющего оборудования

Осадка

Заключается в увеличении поперечного сечения поковки за счёт уменьшения её высоты. Подразделяется на свободную и закрытую. Свободная осадка практически всегда является первичной операцией ковки, позволяющей предварительно перераспределить металл по длине поковки.

Высадка

Представляет собой осадку части заготовки, при этом основная её часть помещается вне зоны действия бойка молота или ползуна пресса. Высадкой получают поковки со значительным перераспределением металла вдоль оси.

Протяжка (вытяжка)

Операция, которая используется для существенного удлинения поковки. Выполняется всегда за несколько ударов бойка или нажатий ползуна с соответствующим перемещением заготовки по плите оборудования. Протяжку особо крупных заготовок часто ведут с нескольких последовательных нагревов в печи.

Раскатка и протяжка с обкаткой

Так называется операция, при выполнении которой одновременно производят нажатие на заготовку бойком или ползуном при одновременном повороте полуфабриката на специальной оправке. Используется при пластическом деформировании трубчатых или кольцеобразных заготовок.

Прошивка

Операция предназначена для получения в поковке сквозных или глухих отверстий. Выполняется при помощи прошивня, силовое воздействие на который оказывает боёк молота или ползун пресса.

Рубка

Первичная операция ковки, которая заключается в отделении заготовок от первичного прокатного профиля или разделении нескольких однотипных поковок друг от друга. Выполняется при помощи кузнечных топоров.

Гибка

Переход состоит в изменении направления отдельных частей заготовки. Для объёмного металлопроката используется редко, зато незаменима при холодной ковке листовых изделий.

Закручивание

Используется при ковке небольших художественных элементов, которые часто используются в конструкциях ворот, навесов, спиралей и других кузнечной продукции. Заключается в относительном повороте некоторых частей поковки друг относительно друга при одновременном удлинении проката.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: