Как уровнем проверить горизонталь стены

На что обратить внимание при выравнивании стен

Покраска, поклейка обоев или декоративная штукатурка — отделка стен может быть любой. Главное правило — наносить финишную отделку на ровные стены: шероховатости быстро проявятся даже после свежего ремонта. В статье расскажем, как проверить уровень стен и на что обратить внимание при выравнивании.

Как выровнять стены: краткая инструкция

Процедура выравнивания стен имеет чёткую последовательность:

  1. Штукатурка. Это первый слой. Она формирует основу поверхности под отделку и убирает явные неровности.
  2. Стартовая шпаклёвка. Она разравнивает стену, делает её гладкой, устраняет мелкие бугры.
  3. Обои. Если планируется использовать плотные обои, их можно клеить прямо на стартовую шпаклёвку.
  4. Финишная шпаклёвка. Закрепляет результат и окончательно выравнивает стены под финишную отделку.
  5. Тонкие обои, краска, декоративная штукатурка. Отделку этими материалами выполняют только после финишной шпаклёвки.

Все этапы реализуются последовательно. Если пропустить или некачественно воплотить любой из них, дефекты и брак могут испортить весь ремонт.

Что учесть при выравнивании стен

В ходе ремонта не стоит игнорировать или не придавать должного значения такому важному этапу работ, как выравнивание стен. В новостройках стены практически всегда имеют бугры и другие дефекты, поэтому без вертикального выравнивания точно не обойтись. В противном случае появятся щели между стенами и дверными проёмами, плинтусами, а углы будут кривыми. В результате между плитками разойдутся швы, обои начнут натягиваться и отходить, а мебель не встанет вплотную к стене.

Лучше всего выравнивать стены по маякам. Так поверхности разглаживаются и выравниваются по вертикали. Чтобы провести такое выравнивание, нужно по уровню установить плоскости маячкового профиля и снизу вверх раскатать штукатурку. Смесь должна заполнить всю поверхность стены.

Другой вариант — визуальное выравнивание. Обычно плоскость стены в этом случае выравнивается под правило: его прижимают к поверхности и обнаруживают изъяны. Правило представляет собой ручной штукатурный инструмент, гладкую рейку или брусок до 2 м в длину. Таким образом убирают пустые полости, ямки и выступы под первым слоем штукатурки. Но для жилых комнат такой способ не подходит, его используют для технических помещений.

При выравнивании одной стены может нарушиться геометрия другой. В случае, если расхождения в уровнях серьёзные, накладывается толстый слой штукатурки. Но если слишком обильно отштукатурить стену с окном или дверным проёмом, могут получиться неровные оконные и дверные откосы. А если толщина дверного проёма в разных местах отличается, возникнут сложности при установке межкомнатной двери. Именно поэтому опытные строители корректируют геометрию по глухим поверхностям.

Как проверить ровность стен

Самый простой способ — воспользоваться строительным уровнем. Поверхность нужно проверять через каждые два метра. Можно использовать прямую деревянную рейку длиной 2 м, её достаточно приложить к стене вертикально и посмотреть, как хорошо она прилегает. Сложности часто возникают при проверке ровности по горизонтали, например, при удалении маячкового профиля после оштукатуривания. Когда из высохшей стены достают профиль, иногда образуются шишки — их нужно сразу же убрать.

При проверке нередко используют трапециевидное правило: нужно приложить его к плоскости стен вертикально, затем горизонтально. После этого замеряют просветы между ним и поверхностью стены. Таким же способом проверяют ровность потолков и откосов.

Небольшие неровности всё же допускаются. Согласно СНиП, на поверхности площадью 4 квадратных метра могут присутствовать не более двух неровностей плавного очертания, притом их глубина или высота не должна превышать 2 мм.

При проверке ровности нужно обращать особое внимание на зоны прилегания наличников и плинтусов. Эти материалы отличаются абсолютно ровными границами. Если стену в месте их примыкания не выровняют, образуется щель. Она будет особенно заметна, потому что цвет стен отличается от оттенка дверных наличников и плинтусов.

Как уровнем проверить горизонталь стены

Для определения ровности горизонтальной или вертикальной поверхности используют строительный уровень. Существует несколько разновидностей: водяной, лазерный, но больше всего используют пузырьковый уровень, или спиртовой. О том, как пользоваться уровнем, расскажем далее.

Устройство

Конструктивно, пузырьковый уровень представляет из себя прямоугольную рейку из металла или пластмассы, оснащенную специальными прозрачными вставками, так называемыми «глазками», или визирами. Обычно их два или три: каждый необходим для проверки какой-либо определенной плоскости. Так, с помощью визиров определяют ровность горизонтальной, вертикальной, и поверхности, расположенной под углом. Эти вставки выполнены в виде колбы с закрашенной спиртовой жидкостью и пузырьком воздуха. На стенках «глазка» находятся специальные метки, которые служат ориентиром для правильного положения пузырька воздуха.

Строительные уровни используют как во время домашнего ремонта, так и при капитальном строительстве. Поэтому они бывают разных размеров и типов. Более надежными являются рейки с металлическим корпусом, который защищает инструмент во время падений и от прочих механических повреждений на строительной площадке. К тому же, металлические рейки выполнены из специального сплава, не поддающегося коррозии. Пластмассовые уровни менее прочные, точные, но более дешевые. Чтобы инструмент показывал наиболее точные измерения, рекомендуется приобретать его в специализированном магазине.

Кроме стандартных, прямоугольных моделей, существуют круглые уровни. Они изготовлены в виде запаянной капсулы с воздушным пузырьком внутри, которая помещена в небольшой корпус. Обычно такие устройства используют на промышленных предприятиях для соблюдения технологических условий работы оборудования.

Как пользоваться

У пузырькового уровня существует рабочая поверхность – та, которую прикладывают во время измерения к стене, полу, фундаменту. Ее можно определить по отсутствию краски, в отличие от остальной поверхности корпуса. Если прикладывать строительный уровень не рабочей, а противоположной поверхностью, при измерении прибор может показывать небольшую погрешность. Боковую сторону инструмента не используют вовсе.

Читайте также:
Кондиционеры SANYO (саньо): инструкции к пульту управления и характеристики

Чтобы проверить горизонтальную плоскость, используют визир, который находится посередине рейки. Для поверки вертикальных поверхностей имеется визир, расположенный ближе к концу корпуса прибора. Длину инструмента следует выбирать основываясь на то, какие работы будут выполняться с его помощью. Она может варьироваться от 20 см до 4 метров. Уровень длиной 20 см используется для определения точности небольших поверхностей, например, расположения розеток, выключателей. Рейки длиной до 1 метра применяют при проведении работ более масштабного характера, например, во время укладки кафельной плитки. Длинные строительные уровни используют как контрольные рейки.

Правила использования

Чтобы говорить о правилах эксплуатации пузырькового уровня, необходимо рассмотреть 2 варианта его сипользования:

  • Проверка горизонтальных поверхностей

Рейку укладывают на горизонталь (напольное покрытие, подоконник, брус и т.д.) рабочей поверхностью книзу. При этом, пузырек воздуха внутри визира должен находиться ровно по центру между двумя рисками. Во время измерения важна точность до миллиметра, т.е., если пузырек отклоняется даже на один миллиметр, это является показателем неровности. Если он отклоняется от центра в левую сторону, это говорит о необходимости приподнять правую сторону горизонтальной поверхности на нужную высоту, пока пузырек не встанет на место. Когда он окажется посередине, горизонталь фиксируют в этом положении.

  • Проверка вертикальных поверхностей

Часто проверяют ровность оштукатуренных стен. Для этого прикладывают рейку рабочей поверхностью к стене и наблюдают за показаниями визира, расположенного возле края рейки. Если замечают отклонение воздушного пузырька по направлению «от стены», значит внизу штукатурный слой толще, чем наверху. Если он отклоняется «к стене», значит, снизу оштукатуренной поверхности недостаточно раствора.

Несмотря на то, что инструмент обычно изготовлен из металла, стеклянные глазки чувствительны к механическим повреждениям. Прибор после падений или ударов часто показывает неточные измерения. Сразу после покупки его нужно настроить: приложить к идеально ровной поверхности по горизонтали. Чтобы отрегулировать погрешность, нужно повернуть его вокруг своей оси.

Без помощи этого простого инструмента не обойтись даже во время обычного косметического ремонта, не говоря о капитальном строительстве. Простая эксплуатация, отсутствие специального ухода в совокупности с точностью показаний, являются главными преимуществами пузырьковых строительных уровней.

В наличии простой уровень с пузырьком. Как одновременно проверить горизонтальность и вертикальность монтажа керамической плитки в санузле? Или нужно одновременно два таких уровня? Научите пожалуйста правильно пользоваться.

Вполне достаточно одного уровня и проверять им поочередно вертикальность и горизонталь.

Существует очень простой способ как сэкономить время на контрольных замерах и не уменьшить, а возможно даже повысить качество укладки плитки.

Для этого нужно поставить в углах облицовываемой стены или пола маяки из этой же плитки.

  • в одном из углов укладываете плитку строго по уровню;
  • тоже самое делаете в других углах;
  • если расстояние между углами большое, можете установить промежуточные маяки;
  • укладку плитки можно теперь делать пользуясь только правилом. Уложили плитку и придавили ее правилом, которое должно упереться в два маяка и укладываемую плитку без зазоров между ним и плиткой;
  • рядность проверяем также только правилом;
  • начинать следующий ряд также нужно с крайних плиток, которые тоже устанавливаются по маякам уже в перпендикулярном направлении. Уложенные в ряду крайние плитки будут служить маяками для этого укладываемого ряда.

Такой способ укладки подходит как для пола, так и для стен.

На первый взгляд установка маяков занимает много времени, но в конечном результате выигрыш во времени и в качестве укладки плитки значительный.

От автора: здравствуйте, уважаемые посетители нашего строительного портала. Еще не так давно при производстве ремонтных работ все мы были вынуждены применять различные сложные и не слишком точные методы для разного вида измерений.

К счастью, прогресс не стоит на месте. В современных магазинах появляется все больше инструментов, которые значительно облегчают жизнь и берегут нам массу времени и нервов. И сегодня мы поговорим об одном из них.

Во время ремонта весьма важной процедурой является проверка ровности стен. Особенно это актуально в старых домах, где этому вопросу при постройке уделялось не так уж много внимания. Кривые стены, наличие на них бугров и вмятин и прочие недочеты способы напрочь испортить впечатление от самого шикарного ремонта.

Вот потому-то и необходимо тщательно измерять их ровность. И в этом нам нынче помогает лазерный уровень, который также называют нивелиром. Сегодня мы поговорим о том, как лазерным уровнем проверить ровность стены, как пользоваться им на всех этапах работ — при определении, насколько кривая черновая поверхность и сколько штукатурки на нее понадобится, при проверке уже готовой на предмет того, как качественно строители ее оштукатурили, да и во время самого оштукатуривания.

Что такое нивелир?

Лазерный уровень (нивелир) — прибор, который позволяет строить вертикальные и горизонтальные плоскости. Это незаменимый помощник при постройке дома и во время внутренней отделки.

Нивелир состоит из светодиодов и призм, которые создают видимые вертикальные и горизонтальные линии. С его помощью можно как возвести ровные стены, так и выставить по уровню маяки, выровнять пол, потолок и все остальные поверхности, быстро и ровно уложить плитку, ламинат и сделать еще много других работ.

Читайте также:
Лестница из полипропиленовых труб своими руками

Оценка кривизны черновой стены

Эта процедура необходима для определения количества работ и примерного будущего расхода материалов. Производится построением с помощью нивелира виртуальной вертикальной плоскости, параллельной стене, и измерением расстояния от этой плоскости до заранее отмеченных точек. Работа происходит в следующем порядке.

  1. На уровне выбирается режим построения вертикальной плоскости, так как стена располагается вертикально (для подобных работ на полу отбивается горизонтальная плоскость).
  2. Прибор придвигается максимально близко к стене так, чтобы плоскость была параллельна стене, и луч нигде ее не касался.
  3. Берется линейка (не рулетка!) и прикладывается в разных точках на стене, след от лазера на линейке укажет на расстояние от стены до мнимой плоскости.
  4. Через каждые полметра или чаще на разных уровнях от пола до потолка делаются замеры и заносятся в таблицу.

Так можно найти самую вогнутую и самую выпуклую точку, прикинуть общую неровность в сравнении с базовой вертикалью и определить количество штукатурных работ.

Оштукатуривание с помощью маяков и нивелира

Это один из самых быстрых и точных современных способов отделки, который позволяет получить идеальную поверхность в сжатые сроки.

  1. Предварительно нужно подготовить и загрунтовать поверхность. На ней разметить вертикальные линии, где будут стоять маяки, отступая 10 см от углов, расстояние между соседними должно быть на 15–20 см меньше длины правила.
  2. Включить на лазерном нивелире режим построения вертикальной плоскости. Отметить на смежных стенах, примыкающих к ремонтируемой, метки на расстоянии 5 см от углов. Выставить плоскость нивелира по меткам. На правиле сделать метки на расстоянии 4 см от края. Выставив правило вертикально по меткам с помощью нивелира, получим зазор между ним и стеной около 1 см плюс-минус в зависимости от неровности.
  3. Теперь в этот зазор устанавливаем маяки. Нужно убедиться, что они в любом месте установки будут проходить в него, при необходимости придвинуть или отодвинуть лазерную вертикальную плоскость. После окончательной разметки и убеждения, что все сможет встать на место, замешиваем штукатурку и наносим небольшое количество на стену по разметке через каждые 0,5 м.
  4. Приставляем маяк к стене и обмазываем штукатуркой. Прижимаем правило к маяку и подбиваем в необходимых местах, чтобы метки на правиле совместились с лазерным лучом. Если это делать не правилом, а руками, можно согнуть маяки. Снимаем излишки штукатурки с маяка и правила. Проверяем еще раз вертикальность маяка и оставляем застывать, переходя к следующему маяку. Время высыхания зависит от количества штукатурки и материала поверхности.
  5. После высыхания всех маяков размешиваем штукатурную смесь и наносим ее между двумя маяками. Правило прижимаем к маякам и разглаживаем штукатурку движениями снизу вверх, пошатывая инструмент влево-вправо. Убираем излишки смеси с правила. Заполняем щели в стене шпателем или мастерком. Затем правилом делаем финишный проход. Переходим к следующей паре маяков. После работы получается практически идеальная поверхность, готовая под финишную отделку.

Для построения угла в 90 градусов на кухне или в ванной для установки крупногабаритной мебели тоже можно использовать нивелир. В этом случае требуется прибор, который может строить перпендикулярные вертикальные плоскости, а этот режим доступен практически в любой сегодняшней модели.

Нужно выставить уровень относительно уже готовой вертикальной стены по меткам, которые делались при ее выравнивании. Или поставить новые метки, проверить, что лазерная плоскость идеально параллельна стене, и отбить угол 90 градусов. Затем разметить смежную стену, так же отбить, выставить маяки, следуя указаниям, которые приводились выше, и оштукатурить стену. В итоге получится прямой угол между плоскостями.

Оценка ровности стены с помощью нивелира

Для проверки ровности стены после финишной отделки без лазерного уровня можно использовать правило. Прикладываем его к стене и смотрим, есть ли просвет между ней и правилом. Линейкой измеряем величину зазора. Но, как правило, неровность готовой стены измеряется в нескольких миллиметрах, и таким методом сложно определить ее величину.

Для более точного измерения используем лазерный нивелир. Если нужно определить ровность по вертикали — включаем построение вертикальной оси. Если по горизонтали — то горизонтальной оси. Для удобства можно нарисовать соответствующую линию на стене. Затем нивелир нужно расположить под углом 45° к стене.

Получившаяся лазерная линия будет прямой только на идеально ровной стене. Если на поверхности имеется пузырь, то в этом месте луч отклонится в сторону к нивелиру. Если вогнутость, то линия отклонится от вертикальной оси в сторону от нивелира. При установке прибора под углом 45° расстояние от нарисованной линии до отогнутого луча будет равно размеру неровности.

Нивелир можно использовать и для проверки ровности углов, наводя луч на стык стен и проверяя его вертикальность. Если угол ровный, то луч будет четко лежать в нем. Если завален в какую-нибудь сторону — это будет точно видно.

Думаем, теперь вы поняли, насколько это удобный инструмент. Конечно, можно обойтись и без него, ведь раньше как-то обходились своими силами, используя дедовские способы. Но нивелир намного облегчает процесс ремонта, экономит силы и время, так стоит ли отказываться от современных технологий во имя экономии средств?

Читайте также:
Кухонная мебель своими руками – проектируем, делаем эскизы, пилим, собираем

Впрочем, решение остается за вами. Мы постарались дать всю нужную информацию по использованию лазерного уровня. Если хотите дополнительно закрепить ее, то советуем посмотреть видео по теме. Удачи вам на поприще ремонтных работ!

Учимся правильно пользоваться пузырьковыми строительными уровнями

Пузырьковым уровнем называется измерительный инструмент, состоящий из колбы с водой, размещенной в корпусе. Без этого инструмента не обходится кладка кирпича, монтаж гипсокартона и даже монтаж полочки. Хотя этот прибор и считается строительным, но применяется он не только при строительстве, но и в быту, когда необходимо выровнять холодильник или стиральную машинку при их установке. Чтобы рассматриваемый инструмент был полезен в использовании, необходимо научиться и узнать, как пользоваться уровнем пузырьковым.

Конструкция пузырькового уровня

Что представляет собой строительный уровень пузырькового типа, знают даже те, кто впервые взял прибор в руки. Корпус инструмента имеет прямоугольную конструкцию, и изготавливается он из таких материалов, как пластик, металл, алюминий, дерево и прочие. Нижняя грань на приборах среднего и высокого качества имеет фрезеровку, позволяющая удалить неровности на поверхности, к которой прикладывается инструмент.

Второе название пузырькового уровня звучит как ватерпас. В конструкции корпуса этого измерительного прибора размещается стеклянная колба (одна, две или три), посредством которой и происходит выполнение измерительных манипуляций. Колба заполняется жидкостью, в качестве которой выступает спирт или дистиллированная вода. Реже используется масло.

Обычная вода не применяется, так как она имеет свойство испаряться при высоких температурах и замерзать при минусовых показателях термометра. Колба заполняется жидкостью на 95%, а остальные 5% — это воздух. Именно этот воздух является главным ориентиром измерительного прибора — называется капелька.

Для чего в конструкции инструмента применяется разное количество колб? Наличие в конструкции прибора 2 или 3 стеклянных колб расширяет возможности инструмента.

  • Одна колба применяется для измерения горизонтальной плоскости с размерностью в 180 градусов
  • Две колбы нужны для того, чтобы измерить не только горизонтальную плоскость, но и вертикальную направляющую на 90 градусов
  • Три колбы на приборе нужны для того, чтобы выполнять более сложные работы. Третья колба позволяет проводить измерения углов наклона. Третья колба крепится под углом 45 градусов или может иметь функцию поворота

Колбы крепятся внутри корпуса, а для снятия точных замеров, на стекло ампулы наносится разметка в виде рисок. Перемещение воздуха за пределы отметок говорит об отклонении поверхности от прямолинейного ориентира. На фото ниже представлен пузырьковый уровень с обозначениями главных конструктивных элементов.

Что нужно знать при выборе строительного ватерпаса

Перед тем, как научиться пользоваться уровнем строительным пузырьковым, его для начала следует купить. Найти точку, где приобрести инструмент вовсе не трудно, однако выбрать подходящий по параметрам измерительный прибор, гораздо труднее. Что нужно учитывать, чтобы выбрать нужный уровень пузырькового типа, указано ниже.

  1. Из какого материала изготовлен инструмент — это может быть пластик, металл, алюминий. Реже встречаются деревянные и пенополистирольные ватерпасы. Пластик выигрывает перед конкурентами тем, что такие приборы намного дешевле, однако предназначены они исключительно для бытового использования. Пластик имеет большие погрешности измерений, чем металлические и алюминиевые уровни
  2. Какая длина прибора — зависит от того, где и что планируется выполнять инструментом. Для наружных строительных и отделочных работ применяются уровни по длине от 1-2 метров. Максимальная длина устройств составляет 4 метра. Для внутри отделочных работ подходят уровни с размерностью от 30 см
  3. Какое количество ампул располагается в конструкции инструмента — влияет на функциональные возможности. Обычно для домашнего применения хватает двух ампул на ватерпасе, а специалисты при строительстве используют приборы с тремя колбами. Отличие приборов по цене с одной или тремя колбами незначительное, поэтому лучше сразу купить ватерпас тремя ампулами
  4. Как прочно зафиксированы ампулы — они должны жестко крепиться к основанию через пластиковое или резиновое основание. Если емкости шатаются или отпадают, то такие уровни лучше не покупать
  5. Где расположены контрольные отметки — они должны быть нанесены на внутреннюю поверхность остекления, что исключит вероятность их истирания в процессе эксплуатации
  6. Наличие дополнительных функций — это влияет на стоимость, но при этом облегчает эксплуатацию измерительных приборов. К числу дополнительных функций относятся — наличие магнитов, подсветки, а также телескопического механизма для увеличения длины прибора
  7. Наличие рукояток для удобства работы прибором — обычно такие ручки представлены в виде прорезиненных выемок в корпусе инструмента. Имеются такие рукоятки преимущественно на дорогих моделях инструментов

Именно на основании этих критериев и необходимо выбирать измерительный инструмент — ватерпас. При покупке рекомендуется выполнить несколько действий, чтобы убедиться в том, что прибор измеряет правильно. Как проверить точность пузырькового уровня, рассмотрим далее.

Проверка точности измерений пузырьковым уровнем

Даже самый качественный и дорогой уровень может иметь погрешности. Для исключения таких непредвиденных последствий, следует еще в магазине произвести проверку ватерпаса на неточность показаний или величину погрешности. Как это сделать, знает далеко не каждый продавец. Этот метод проверки заключается в выполнении следующих действий:

Читайте также:
Можно ли использовать морозильную камеру как холодильник?

  1. Расположить уровень на горизонтальной плоскости стены или любого основания
  2. Выровнять уровень так, чтобы на колбе пузырек был расположен по центру
  3. Прочертить прямую линию карандашом
  4. Развернуть прибор на 180 градусов, и приложить инструмент к разметке. При этом пузырек в колбе должен расположиться по центру

Аналогичным способом проверяется колба для измерения горизонтальной и вертикальной плоскостей. Если метки совпадают, значит прибор обладает высокой точностью. Если имеется смещение, то прибор можно попробовать откалибровать при наличии соответствующего механизма. Как проверить точность показаний пузырькового уровня, показано подробно на видео.

Круглый пузырьковый уровень для чего он нужен и как им работать

Разновидностью пузырьковых уровней являются круглые, которые предназначены для проведения контроля горизонтальных поверхностей. Отличается круглый ватерпас от прямоугольного по конструкции корпуса, однако принцип работы у него аналогичный. Конструктивно прибор представляет собой запаянную колбу, которая имеет форму полусферы. Устройство состоит из пластикового основания и полусферы из ударопрочного стекла. На сфере по центру нанесена разметка в виде круга. Колба заполнена спиртом или дистиллированной водой на 95%. Оставшиеся 5% — это воздух или измерительная капелька. По расположению капельки по центру определяется отклонение от горизонтальной поверхности.

Для чего нужны круглые пузырьковые уровни? Они применяются не только в строительстве, а также при проверке степени усадки построенных зданий, но еще и при проведении фото и видео съемок. Измерительный прибор позволяет произвести настройку штатива по горизонтали, исключив вероятность перекоса фотоснимков или видеозаписи. Еще используются круглые ватерпасы при установке весов, а также для выравнивания положения устанавливаемых станков, промышленного оборудования и ювелирных поверхностей.

Как откалибровать прибор и зачем это нужно

Мало кто знает о том, что еще на этапе покупки пузырьковых уровней необходимо проводить проверку на точность их функционирования. Возможно вы пользуетесь уровнем длительное время, и при этом даже не догадывались, что выполняемые им измерения проводятся с погрешностями. Если это так, то пришло время не только проверить свой инструмент, но еще исправить его. Для начала стоит отметить, что калибровка пузырькового уровня — это процедура, посредством которой измерительная часть инструмента приводится к идеальному состоянию.

Калибровке поддаются не только уровни, которые имеют специальную систему регулировки в виде винтов, но и устройства, не имеющие такого механизма. Для начала рассмотрим процедуру калибровки уровня, который имеет систему настройки. Инструкция по калибровке имеет следующий вид:

  1. Наполнить ванну водой, и взяв лист пенопласта, погрузить его в воду так, чтобы он был на плаву, и при этом не касался стенок ванной
  2. Расположить на поверхности пенопласта уровень, и осуществляя вращения винтов, привести расположения пузырька к состоянию, пока он не будет находиться точно по центру между рисками
  3. Развернуть уровень по вертикали на 180 градусов, и произвести повторную регулировку при необходимости

Калибровка уровня пузырькового типа длится до момента, пока пузырек на приборе не будет находиться точно в центре колбы при расположении уровня в разных горизонтальных направлениях. В этом и заключается суть настройки или калибрования.

Если уровень не имеет регулировочных винтов, то его также можно отрегулировать. Делается это при помощи применения эталонного прибора. Без прибора, который имеет точную калибровку, отрегулировать неисправный прибор можно, но понадобится много времени. Принцип калибровки уровня без регулировочных винтов следующий:

  1. Если используется вспомогательный уровень, который не нуждается в калибровке, тогда необходимо расположить оба прибора рядом друг с другом на ровной и прочной поверхности
  2. Когда на эталонном приборе пузырек будет находиться точно по центру, следует воспользоваться молотком и пробоем. Чтобы эталонный уровень выровнять, можно воспользоваться листами бумаги, которые подкладывают под необходимую сторону
  3. Используя пробой и молоток, следует осуществлять удары по пластиковой части колбы уровня, который нуждается в настройке. Удары нужно наносить по противоположной стороне смещения пузырька. При этом учитывайте, что ударять по стеклянной колбе запрещено

Аналогично процедура повторяется при разворачивании уровней на 180 градусов. Если эталонного уровня нет, тогда определить, куда нужно наносить удары можно при помощи ванной, наполненной водой, и листа пенопласта. Если нужно откалибровать колбу, отвечающую за вертикальную плоскость, то здесь намного проще. Для этого удаляется заглушка, чтобы обеспечить доступ к колбе, и прислонив неисправный прибор к эталонному уровню, произвести настройку.

Более подробно о том, как откалибровать уровень своими руками, представлено на видео.

Как пользоваться уровнем строительным пузырьковым пошаговая инструкция

И только после того, как прибор будет предварительно проверен и при необходимости настроен, можно приступать к проведению измерительных работ. Без выполнения вышеперечисленных действий проводимые измерения могут иметь большие погрешности, что недопустимо в строительстве. Теперь, когда прибор готов к работе, остается научиться, как пользоваться уровнем пузырьковым с тремя пузырьками или с одним.

На дешевых уровнях нет фрезерованной грани, что повышает погрешность измерений. На приборах средней ценовой категории и дорогих имеется фрезеровочная сторона — это прикладная платформа. Именно этой частью необходимо прикладывать измеритель к поверхности для получения соответствующих данных. На колбе имеются две риски, которые являются своего рода линейкой. Расположение пузырька или капельки между гранями рисок говорит о ровности плоскости. На более дорогих уровнях имеются 4 риски. Две из них жирные, а вторые нарисованы тонкими линиями. Тонкие риски нужны для выявления величины погрешности отклонения от горизонта.

Читайте также:
Минималистский проект виллы в белом цвете

Как пользоваться строительным уровнем — определяем горизонтальную плоскость

Самое простое — это определить горизонтальную при помощи пузырькового уровня. Для этого необходимо сделать отметку на стене карандашом, где планируется просверлить отверстие для дюбеля. Чтобы будущая полочка или шкаф висели ровно, место сверления второго отверстия определяется при помощи уровня. Для этого совмещаем его с отметкой, и выровняв пузырек в колбе, устанавливается вторая метка.

Чтобы убедиться, что полочка или шкаф будут висеть ровно, необходимо соединить полученные точки, и произвести контрольную проверку. Если используется прибор для выравнивания устанавливаемого холодильника или стиральной машинки, то ножки на этой бытовой техники нужно накрутить так, чтобы пузырек на уровне находился по центру во всех плоскостях положения прибора.

Как работать уровнем пузырьковым определяем вертикальную поверхность

При помощи второй колбы на приборе осуществляется проверка ровности вертикальных поверхностей, например, качество кладки кирпича, штукатурки, гипсокартонных листов и прочее. Для этого необходимо прислонить прибор к поверхности, и посмотреть на место расположения пузырька. Он должен быть точно по центру, что свидетельствует о ровности поверхности.

Немаловажно учитывать, что вертикальная поверхность измеряется так, чтобы колба с пузырьком находились в верхней части. Это упрощает не только считывание результата, но еще и снижает величину погрешности.

Как научиться пользоваться третьей колбой на уровне

Трудности эксплуатации пузырькового уровня возникают, когда пользователь пытается понять, для чего нужна третья колба на приборе, и как ею пользоваться. Чтобы научиться правильно пользоваться уровнем с тремя колбами, нужно понимать, что она предназначена для проверки наклона поверхности и прочерчивания линии под необходимым углом к горизонтальной или вертикальной плоскости. Если простыми словами, то она является угломером.

Если на приборе имеется третья колба, тогда можно узнать угол отклонения измеряемой поверхности. На дешевых моделях измерителей можно измерить или «отбить» угол 45 градусов (так как устройства не регулируются), а если на инструменте установлен поворотный механизм с градировочной шкалой, то можно узнать произвольный показатель наклона.

Принцип работы такого механизма следующий:

  1. Колба поворотная устанавливается на нужный показатель, что осуществляется путем ослабления винтов
  2. Чтобы установить колбу на нужный показатель, необходимо ориентироваться на градуированную шкалу. При перемещении колбы, каждый шаг фиксируется защелкой для точности показаний
  3. Прибор прикладывается к поверхности, угол которой нужно определить. При этом положение пузырька говорит о том, соответствует ли эта плоскость необходимому углу или нет

Как нужно пользоваться рассматриваемыми приборами, подробно показано в видео инструкции ниже.

Как видно, научиться пользоваться инструментом совсем не трудно. Главное, что необходимо выполнить перед применением — это проверить и настроить при необходимости уровень. Многие этого не знают, поэтому после применения инструмента, визуально видно, что закрепленная полочка, картина или выложенная стена имеют отклонения. Это происходит по причине того, что мастер перед применением инструмента не проверяет его на точность. Следите за тем, что покупаете, и чем пользуетесь, что особенно важно для измерительных инструментов.

Как устроены автомобильные реле и как их проверить.

В качестве дистанционного силового коммутатора для включения таких серьезных потребители тока в автомобиле, как, вентилятор, радиатора или обогрев стекла выступает реле.

Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь. В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.

Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит.

Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.

Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».

Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.

Читайте также:
Как сделать и установить скрытый магнитный замок на дверь

МАТЕРИАЛ И ТИП ВЫВОДОВ :

Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.

ПЛЮС И МИНУС ПИТАНИЯ :

Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.

В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод.
Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться.

Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.

Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).

На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.
Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.

Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.

Как правильно проверить реле на работоспособность мультиметром

Хоть электромеханические компоненты и считаются самыми надежными, все же и они дают сбой. Например, реле, которое выходит из строя реже всего, но при диагностике проверять его нужно в первую очередь. О том, как это сделать правильно, вы сможете прочитать ниже.

Инструмент для проверки реле

Итак, чем и как проверить исправность автомобильного реле или любого другого? Понадобится обычный мультиметр, он же тестер.

В продаже встречаются два основных типа мультиметров:

  • Аналоговый или стрелочный. Его все помнят со школьных уроков физики: полукруглая шкала со стрелкой. Использовать их можно, только если под рукой не оказалось цифрового. Их точность, особенно новодел, оставляет желать лучшего, вплоть до показания случайных величин. Исключение составляют только старые советские мультиметры, которые неплохо работают и сейчас.

  • Цифровые. Продаются в любом магазине инструментов и радиодеталей. Для работы подойдет даже бюджетный D830 – его точности вполне хватит. Хотя в более дорогих тестерах есть автоматическое определение диапазона, что удобно.

Аналогично можно пользоваться комбинированным инструментом, вроде токовых клещей со встроенным мультиметром.

Обратите внимание, чтобы прозвонить реле нужна сама функция прозвонки.

На приборе она обозначается так:

Очень рекомендуется найти/купить лабораторный блок питания (ЛБП). Чтобы не «спалить» пассивные элементы в цепи, реле лучше проверять автономно, а не от приборного питания.

Читайте также:
Как правильно строится забор из необрезной доски

Подготовка к проверке

Перед тем, как проверить реле на работоспособность мультиметром, нужно понять, что вообще предстоит проверять. Для этого стоит воспользоваться даташитом (datasheet).

Они ищутся по маркировке на корпусе. Просто «забейте» в поисковик значение и найдете необходимый документ.

Иногда схема реле нанесена прямо на корпус, что удобнее. Гуглить в этом случае ничего не понадобится.

Контакты на схеме изображены точками, соединенные с обмоткой. Пунктирным маркером нанесены переключатели.

А как проверить твердотельное реле мультиметром, если ни даташитов, ни схемы нет? Придется визуально определять необходимые контакты:

  • Осмотр. Обычно управляющие контакты чуть светлее остальных, по этому маркеру можно сориентироваться. На схеме контакты выглядят так.

  • Изучение платы. Если реле впаяно, то можно найти на текстолите питающие дорожки. К тому же нередко производитель подписывает контакты.

  • Поиск схемы платы. Еще вариант – поискать эту плату с разбором комплектующих. В структурных схемах компоненты могут быть подписаны.

Что такое реле и как определить его контакты – понятно, осталось подготовить мультиметр. Единственное, что потребуется – проверка батарейки.

Она должна быть хорошо заряжена, иначе тестер «начнет врать».

Диагностика обмотки

Всегда перед тем, как проверить реле бензонасоса или любое другое на обрыв – нужно узнать сопротивление катушки. Часто эта информация пишется на корпусе или можно найти даташит. Если ничего нет – просто ориентируйтесь в интервал от десятков до сотен Ом.

  • Сначала нужно выставить режим сопротивления. Он обозначается вот таким символом Ω. Просто выставьте переключать в это положение.

  • Красный щуп установите в гнездо, обозначающееся как VΩmA. Черный – СОМ, в самом низу.

  • Щупами коснитесь управляющих контактов – на экране появятся цифры (или передвинется стрелка). Если они находится пределах допустимого – все нормально и катушка исправна.

Обратите внимание, что катушка может быть защищена диодом.

Например, реле дворников в автомобиле часто идут с ним. Этот компонент может показывать разные значения, в зависимости от полярности. Поэтому для надежности поменяйте щупы местами после первого замера.

Питание на силовой паре

Главное и побочные реле при работе издают щелчки – это говорит о полной его работоспособности. За это отвечает силовая пара, которую также необходимо проверить.

Один из контактов всегда находится под напряжением, на второй же электричество поступает только во включенном состоянии.

Проверить их можно с помощью вольтметра. Он также есть в составе тестера и обозначается символом «V». Переведите переключатель в режим постоянного напряжения.

Теперь можно переходить к проверке:

  1. Все компоненты, которые получают ток от реле, необходимо отключить.
  2. Теперь отыщите необходимый контакт, на который ток поступает всегда. Найти его можно через даташит.
  3. Правый щуп приложите к нему, а второй закоротите на кузов автомобиля.

Если напряжение есть – все в порядке и проблем нет. Если же контакта нет – придется менять реле целиком, так как деталь не ремонтопригодная.

Тестирование контактных групп

На последок не помешает прозвонить контактную группу. Разбираясь, для чего нужно реле, становится понятно, что это – электромеханический переключатель. При подаче тока, он замыкает два контакта и передает ток дальше. Выглядит это так.

Можно понять, что при разомкнутом положении, когда ток на реле не подается, контакты не должны между собой коротить в принципе. Когда электричество поступает наоборот, площадки соединяются между собой. Это и отражает диодная прозвонка.

  1. Щупами коснитесь пары. Устанавливать их нужно так же, как и раньше.
  2. Без подачи напряжения, тестер не должен издавать звуков в режиме прозвонки.
  3. Затем подайте напряжение и смотрите на прибор. Во-первых, должен появиться характерный громкий писк. Во-вторых, на экране забегают цифры.

Имейте в виду, что биперы могут ломаться. Поэтому до того, как прозвонить пятиконтактное реле – проверьте их. Можно просто коснуться щупами жала отвертки или закоротить их.

Обратите внимание, что инструкция универсальная для всех типов реле: поворотов, дворников, главного блока.

Проверка реле на работоспособность мультиметром

Реле – это устройство, предназначенное для управления сигналами большой мощности с помощью сигналов малой мощности. Его основная задача – отделить и защитить цепь низкого напряжения электромагнитной катушкой от цепи высокого напряжения. Убедиться в работоспособности реле можно нескольким способами, самым удобным, быстрым и надежным является использование мультиметра.

  1. Конструкция и принцип работы коммутационного прибора
  2. Принцип работы
  3. Виды и характеристики
  4. Признаки неисправности
  5. Причины отказа реле-регулятора
  6. Подготовка к проверке реле на работоспособность
  7. Диагностика обмотки и контактных групп
  8. Ненормальные значения напряжения на мультиметре

Конструкция и принцип работы коммутационного прибора

Внешний вид реле

Электрическое реле – это деталь, которая используется в качестве коммутатора благодаря управляющим сигналам, которые поступают к нему по электрической цепи. Линия, которая подведена к устройству, получила название управляемая; линия, по которой уже поступает на него команда – управляющей.

Применяется в бытовых условиях и всех отраслях промышленности с целью автоматизировать различные операции. Если бытовой или электротехнический прибор вышел из строя, требуется в первую очередь проводить проверку работоспособности переключающего элемента. Но предварительно рекомендуется ознакомиться с разновидностями и принципом работы реле.

Принцип работы

Деталь представляет собой электромагнит, который включает в себя катушку индуктивности, якорь и контактную группу. Каждая составляющая монтируется на основание и заключается в защитный корпус.

Читайте также:
Как подготовить квартиру к сдаче в аренду: освежаем интерьер без ремонта

Якорь расположен сверху сердечника магнитной системы; в начальном положении она удерживается благодаря пружине, которая имеет форму Г-образной подвижной пластины.

Нижняя часть основания оснащается контактной группой, напротив монтируется такое же количество контактных оснований. Контакты пластичны, поскольку их требуется выводить наружу за пределы защитного корпуса для образования вывода устройства.

Принцип работы реле основывается на его способностях воздействовать своим электромагнитный полем на проводящие предметы. Как только начинается подача напряжения на выводы обмотки, через реле начинает протекать ток. Когда его значение достигает ранее программируемой величины, в обмотке формируется две силы, которые прижимают якорь к поверхности катушки.

С учетом конструктивных особенностей начальное положение может быть не только замкнутым, но и разомкнутым. Во втором случае при подаче напряжения произойдет размыкание линии. Контакты устройства вернутся в свое первоначальное состояние, как только сигнал необходимой величины будет снят с выводов реле.

Виды и характеристики

В зависимости от используемой элементной базы реле-регуляторы делятся на следующие виды:

  • Микроконтроллерные или микропроцессорные. Их особенность заключается в заложении во встроенную микросхему рабочего алгоритма. Используются в дорогостоящих автомобилях, например, BMW или Audi.
  • Релейные основываются на переключении контактов реле для отсечки и стабилизации показателей электрической сети.
  • Интегральные реле нашли широкое применение в автомобилестроении. Принцип работы основывается на твердотельных переключательных деталях или интегральных полупроводниковых.
  • Гибридные транзисторно-релейные устройства и просто транзисторные базируются на полупроводниковых элементах. Активно использовались в промышленности до начала 90-х годов.

По исполнению конструкции делятся на следующие виды:

  • Внешние реле представляют собой отдельные устройства, которые устанавливают на кузовных конструкциях.
  • Встроенные коммутирующие детали являются неотъемлемой составляющей генераторов.
  • Совмещенные или гибридные. Их особенность заключается в совмещении с щеточным узлом электрического генератора.

Электрическое реле может быть двух-, трех- и многоуровневым, делится по «+» и по «-».

Признаки неисправности

Неисправности и их устранение

Перед тем как проверить реле мультиметром, следует ознакомиться с основными признаками того, что деталь вышла из строя.

  • Встречаются случаи, когда в результате выведения из строя регулятора напряжения закипает аккумуляторная батарея.
  • На приборной панели при включении зажигания не светится контрольная лампочка (однако это может быть симптомом и других видов неисправностей, например, отпал или перегорел контакт).
  • Динамические характерные особенности бытового прибора или автомобиля снижаются, особенно это ощущается, когда двигатель набирает высокие обороты.
  • После запуска индикатор аккумуляторной батареи не гаснет на приборной панели, что свидетельствует о неисправностях АКБ.
  • Индикаторы на приборной панели попросту отключаются, если обороты двигателя при работе превышают 2000 об/мин.
  • Яркость фар зависит от количества оборотов двигателя. Убедиться в этом достаточно просто – необходимо в темное время стать напротив стены и включить фары. Яркость свечения будет изменяться в зависимости от того, как сильно жать на газ.
  • Регулярно разряжается АКБ.

Эти признаки могут свидетельствовать и о других неисправностях, но прежде всего рекомендуется проверить именно реле-регулятор.

Причины отказа реле-регулятора

Чтобы в будущем свести к минимуму вероятность повторных поломок, следует ознакомиться с основными причинами выхода из строя устройства.

  • Короткое замыкание на любом из участков электрической цепи, включая межвитковое замыкание обмотки возбуждения.
  • Регулятор также может выйти из строя в случае пробоя диодов или поломки выпрямительного моста.
  • Неправильное подсоединение или переплюсовка к выводам АКБ.
  • Проникновение влаги или большого количества пыли в генератор и/или непосредственно регулятор (такие случаи распространены во время обильных осадков или мойки машины).
  • Механическое повреждение рабочего узла.
  • Естественный износ, завершение эксплуатационного срока.
  • Изначально сомнительное качество приобретаемого товара.

Существует несколько несложных способов прозвонить встроенные и съемные реле.

Подготовка к проверке реле на работоспособность

Проверка реле не отнимет много времени, если правильно выполнить все подготовительные работы.

Прежде чем приступать к диагностике устройства, требуется определить назначение выводов проверяемой детали. Для этого используют прилагаемую документацию к прибору, там содержатся все схемы и особенности работы, характеристики устройства.

Распространены случаи, когда схема работы изображена на самом корпусе реле. Точками изображаются контакты, они соединены катушкой индуктивности, переключающие элементы прямыми линиями с пунктиром. Выводы для подачи питания схематически изображаются в виде прямоугольника.

Если реле встроено в схему, на самой плате требуется визуально осмотреть состояние шины и дорожки питания. Для проверки реле тестером можно воспользоваться как цифровыми, так и аналоговыми приборами. Предварительная подготовка и настройка тестеров не требуется.

Помимо тестера необходимо подготовить регулируемый блок питания. Чтобы результаты были достоверными, реле требуется выпаять из схемы.

Проверка на работоспособность осуществляется в несколько этапов:

  • обмотка;
  • нормально замкнутое положение;
  • нормально разомкнутое состояние.

Далее можно приступать непосредственно к диагностике реле.

Диагностика обмотки и контактных групп

Обмотка представляет собой катушку индуктивности, на которую по спирали намотана проволока. Ей свойственно определенное сопротивление, которое высчитывается по закону Ома. Величина сопротивления должна колебаться в пределах 10 – 100 Ом.

Диагностика обмотки позволяет выяснить, не нарушена ли ее целостность. Проверка работоспособности проводится в несколько этапов:

  • Мультиметр включают в режим прозвонки сопротивлений. На панели приборов этот режим обозначается символом — Ω, диапазон устанавливается в пределах 2 кОм.
  • Один измерительный провод подводят к гнезду, а второй в СОМ.
  • Щупами проводов касаются выводов реле.
Читайте также:
Как сделать небольшой топорик из рессоры

Сопротивление катушки индуктивности удается узнать по отклонению стрелки.

Проверка контактных групп проводится в два этапа. Сначала обязательно измеряется в автономном режиме сопротивление, а потом при подаче напряжения на катушку. При проверке потребуется источник питания, об этом заранее нужно позаботиться.

Ненормальные значения напряжения на мультиметре

Если мультиметр показывает пониженное напряжение в АКБ, аккумулятор попросту перестанет принимать заряд. В результате автомобиль может не завестись, индикаторы на приборной панели могут перестать работать, также неприятности могут возникнуть во время движения.

Если напряжение повышено, есть вероятность, что в банке аккумулятора уменьшился уровень электролита, или он попросту выкипел. Также характерным признаком может стать образование на стенках корпуса белого налета. При подзарядке аккумулятор может начать себя вести непредсказуемо.

Как проверить реле: четырех- и пятиконтактное, порядок проверки тестером

Как проверить твердотельное реле мультиметром на работоспособность или целостность конструкции? Лучший способ – применение простой схемы тестирования

  1. Как работает реле
  2. Проверка мультиметром без демонтажа
  3. Принцип действия
  4. Как прозвонить реле и проверить его на работоспособность
  5. Осматриваем снаружи
  6. Виды и характеристики
  7. Проверка мультиметром или тестером
  8. Причины отказа реле-регулятора
  9. Подготовка к проверке
  10. Некоторые нюансы проверки реле
  11. Питание мультиметров
  12. Нарушения магнитопровода

Как работает реле

Для простоты возьмём автомобиль. В нём только постоянный ток напряжением 12 В. Один провод — плюс, другой — если он вообще есть — масса. То есть в качестве минусового провода работает сам кузов автомобиля. Там, где электроприборы изолированы от кузова, есть и массовый или минусовой провод.

Чтобы прозвонить реле, надо хотя бы в общих чертах понимать, как оно работает. Четырёхконтактное реле ставится в разрыв плюсового провода. Провод подключается к контактам 30 и 87. А контакты 85 и 86 — управляющие. Если на них подать достаточный ток, катушка, которая стоит в разрыве цепи 85-86, замкнёт цепь 30-87 механическим способом.

Для 5-контактного реле всё справедливо, но реле одновременно замыкает цепь 30-87 и размыкает цепь 88-87. Так может, например, обеспечиваться реверс электродвигателя.

Как прозванивать светодиоды мультиметром

Проверка мультиметром без демонтажа

Проверить состояние реле можно с помощью мультиметра. При этом демонтаж генератора не выполняется. Перед началом диагностики достаточно очистить клеммы батареи (их окисление может сказаться на работе авто и показаниях измерительного прибора).

Порядок диагностики таков:

  1. Сначала требуется запустить двигатель и дать ему прогреться несколько минут.
  2. Далее необходимо подсоединить щупы мультиметра к клеммам аккумулятора. На приборе при этом выставляется значение в 20В.
  3. После этого измеряется напряжение. Оно должно находиться в пределах 13.2-14В. Такие показания для большинства автомобилей считаются нормальными.
  4. Теперь необходимо увеличить обороты двигателя (до 2-2.5 тысяч). Напряжение должно вырасти примерно на 0.2В.
  5. Если превышает 3 500 оборотов, мультиметр должен показать 14-14.5В, но не более.

Серьезные отклонения в показаниях прибора говорят о наличии поломок реле-регулятора.

Принцип действия

По существу реле – это электромагнит. Когда на катушку подается управляющее напряжение, то стержень притягивает якорь, производя, таким образом, переключение цепи.

Реле бывают трех видов:

  • с нормально замкнутыми контактами;
  • с нормально разомкнутыми;
  • перекидывающиеся.

При подаче управляющего сигнала на устройство с нормально замкнутыми коннекторами, они размыкаются, при отсутствии сигнала замыкаются. У реле с разомкнутыми коннекторами все наоборот. Напряжение на обмотке присутствует, клеммы замыкаются, отсутствует – размыкается.

В перекидывающихся моделях имеется две группы коннекторов, одни нормально замкнутые, другие нормально разомкнутые. У них имеется общая клемма. При подаче тока на обмотку контакты переключаются с одного положения на другое.

Как прозвонить реле и проверить его на работоспособность

Электромеханические устройства хоть и считаются надёжными, но со временем приходят в негодность. Не является исключением и реле. Проверить его на работоспособность можно несколькими способами. Наиболее удобным и быстрым из них является прозвонка с использованием измерительного прибора — мультиметра. Чтобы правильно выполнить проверку, нужно не только уметь пользоваться тестером, но и понимать суть устройства реле.

Осматриваем снаружи

Некоторые реле обладают прозрачным пластиковым корпусом, сквозь него видны катушка и состояние контактов. Например, темный налет или оплавленность элементов, говорят о неисправности реле.

Виды и характеристики

В зависимости от используемой элементной базы реле-регуляторы делятся на следующие виды:

  • Микроконтроллерные или микропроцессорные. Их особенность заключается в заложении во встроенную микросхему рабочего алгоритма. Используются в дорогостоящих автомобилях, например, BMW или Audi.
  • Релейные основываются на переключении контактов реле для отсечки и стабилизации показателей электрической сети.
  • Интегральные реле нашли широкое применение в автомобилестроении. Принцип работы основывается на твердотельных переключательных деталях или интегральных полупроводниковых.
  • Гибридные транзисторно-релейные устройства и просто транзисторные базируются на полупроводниковых элементах. Активно использовались в промышленности до начала 90-х годов.

По исполнению конструкции делятся на следующие виды:

  • Внешние реле представляют собой отдельные устройства, которые устанавливают на кузовных конструкциях.
  • Встроенные коммутирующие детали являются неотъемлемой составляющей генераторов.
  • Совмещенные или гибридные. Их особенность заключается в совмещении с щеточным узлом электрического генератора.

Электрическое реле может быть двух-, трех- и многоуровневым, делится по «+» и по «-».

Проверка мультиметром или тестером

Значит так, им можно тестировать как уже снятые предохранители, так и установленные в блок машины.

Читайте также:
Какой расход плиточного клея на 1 м2 для напольной плитки и керамогранита? Расчет при необходимой толщине- Обзор +Видео

НА мультиметре, есть звуковой режим проверки. При его включении, если замкнуть щупы, будет слышан писк, значит есть контакт.

Так вот – можно снять предохранитель, в случае если у вас не прозрачный корпус, просто устанавливаем щупы на контакты предохранителя! Слышим писк, значит исправен, звука нет – перегорел. Но опять же вытаскивать каждый и проверить это крайне неудобно!

Поэтому производители о нас позаботились, на предохранителях сверху есть открытые «точки» от контактов, вам достаточно засунуть в них щупы от мультиметра, и можно не снимая – проверить большое количество элементов. Лично я за пару минут могу проверить почти весь блок! На видео внизу это будет видно.

Именно так тестируют на СТО, потому как зачастую книжку со схемой потеряли, и очень долго искать — где какой стоит, а мультиметр обычно всегда под рукой.

Причины отказа реле-регулятора

Чтобы в будущем свести к минимуму вероятность повторных поломок, следует ознакомиться с основными причинами выхода из строя устройства.

  • Короткое замыкание на любом из участков электрической цепи, включая межвитковое замыкание обмотки возбуждения.
  • Регулятор также может выйти из строя в случае пробоя диодов или поломки выпрямительного моста.
  • Неправильное подсоединение или переплюсовка к выводам АКБ.
  • Проникновение влаги или большого количества пыли в генератор и/или непосредственно регулятор (такие случаи распространены во время обильных осадков или мойки машины).
  • Механическое повреждение рабочего узла.
  • Естественный износ, завершение эксплуатационного срока.
  • Изначально сомнительное качество приобретаемого товара.

Существует несколько несложных способов прозвонить встроенные и съемные реле.

Подготовка к проверке

Перед тем как приступить к диагностике, важно определиться с назначением выводов у проверяемого элемента. Для этого можно воспользоваться даташитом на прибор, то есть документацией, выпущенной производителем

В ней всегда описываются характеристики и схема устройства.

Нередко схема устройства реле представлена и на самом элементе. В этом случае управляющие контакты изображаются точками, соединёнными катушкой индуктивности, а переключающие — прямыми линиями с пунктиром, указывающими на их возможное положение. Правда, выводы для подачи питания могут рисоваться и в виде прямоугольника с выходящими из середины его боковых сторон прямыми отрезками, управляемыми, как обычный механический переключатель.

Но даже если такой схемы нет, то можно попробовать оценить контакты визуально (управляющие выводы делаются цветом немного светлее). Если реле впаяно в схему, то по плате несложно будет отследить общую шину и дорожки питания. При этом на текстолите часто подписываются контакты, а по принципиальной схеме можно будет определить их назначение.

Чтобы проверить реле тестером, можно использовать как цифровой, так и аналоговый прибор. Но из-за удобства использования предпочтение лучше отдать первому. Настройка или специальная подготовка приборов не потребуется

Единственное, на что следует обратить внимание, так это на состояние элемента питания мультиметра. В цифровом тестере на экране не должен светиться значок замены батарейки, а в аналоговом варианте при закорачивании двух измерительных проводов друг на друга стрелка должна устанавливаться напротив нуля

Кроме тестера для проведения комплекса измерений понадобится регулируемый блок питания. Для того чтобы получить правильные результаты проверки, реле необходимо выпаять из схемы. Связанно это с возможным шунтированием её выводов как активными, так и пассивными радиоэлементами, поэтому с помощью блока питания и подаётся напряжение на выводы в автономном режиме. Проверка реле происходит в несколько этапов, при которых тестируется:

  • обмотка;
  • нормально замкнутое состояние;
  • нормально разомкнутое положение.

Некоторые нюансы проверки реле

Проверять реле переменного тока можно только подавая на него переменное напряжение.

Так как реле — электромеханическое устройство, при подаче управляющего напряжения обычно хорошо слышен щелчок — это катушка замыкает контакты. Наличие этого щелчка является косвенным признаком исправности реле.

Питание мультиметров

В обоих видах мультиметров для работы требуются элементы питания. Некоторыми видами индикаторов можно измерять напряжение и без батарей, однако для всех остальных видов измерений все-таки требуется источник энергии. Это могут быть батарейки разных видов – АА, ААА, “Крона” (“6F22”) или аккумуляторы. Существуют модели со встроенными аккумуляторами, которые можно подзарядить.

Очень хорошо, если в мультиметре есть функция автоотключения при бездействии. Часто получается так, что измерения произведены, сломанный прибор отремонтирован, начинаются проверочные/наладочные пуски, а мультиметр забыт во включенном состоянии. За несколько часов аккумулятор вполне может разрядиться. Поэтому для тех, кто постоянно пользуется измерительным прибором, лучше выбрать модель с автоотключением.

Реле бензонасоса автомобиля.

Нарушения магнитопровода

В в катушках индуктивности и трансформаторах применяются сердечники из различных ферромагнитных материалов. Это может быть трансформаторное железо и ферриты. Феррит — довольно колкий материал. При ударах в нем могут возникать сколы и трещины. Трещины изменяют магнитную проницаемость феррита и, соответственно, параметры катушек индуктивности. В сердечниках иногда делаются зазоры. Механические нагрузки могут повлиять на величину зазора и на параметры катушки. Проверить соответствие индуктивности обмотки номинальной можно с помощью прибора для измерения индуктивности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: