Кассетные магнитофоны СССР (22 фото): какая советская модель была первой? Какие потом появились производители двухкассетных и однокассетных магнитофонов?

История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х

Продолжая наш цикл о советском аудио, захотелось рассказать о кассетных магнитофонах в СССР. Известно, что в Стране Советов эти устройства стали появляться несколько позже, чем на западе, а исчезли наоборот раньше (производство их было свернуто почти сразу после распада Союза).

Мне было интересно проанализировать насколько наши разработчики приблизились к коллегам из Японии, Западной Европы и США, удалось ли им догнать и перегнать, а также понять, почему советские разработки в этой области порой пользовались редким или т. н.”вынужденным” спросом, а большинство их современников стремились приобрести зарубежные образцы.

Ввиду того, что тема достаточно обширна, я разделю материал на четыре части, в первых двух я расскажу об эволюции портативных устройств, а в остальных — рассмотрю развитие и упадок стационарных дек.

Spirit of 1969 или 26 мм оригинальной конструкции

История советских кассетных магнитофонов под стандарт компакт-кассета начиналась на 5-6 лет позже, чем на западе, что в целом совпадает с хронологическим отставанием Страны победившего развитого социализма от “западных партнёров” по электронике широкого потребления. Известно, что первые кассетные магнитофоны (с магнитной проволокой) появились еще в Третьем Рейхе в 1930-х, такие, в частности, выпускались компанией C. Lorenz AG. Первый кассетный магнитофон с магнитной лентой был выпущен в 1950-м году, им стал Loewe Optaphon.

Кассетный магнитофон 30-х

Loewe Optaphon

Всё это время кассетам не придавали значения в СССР и обходились катушками, которые получили народное наименование бобины. В 1963-м компания Philips представила компакт-кассету, а в 1964 появилось одно из первых портативных устройств для его воспроизведения, им стал Philips EL3300. В дальнейшем именно этот портативный кассетный магнитофон послужил прообразом для советского первенца “Десна”.


EL3300


«Десна»

Следует отметить, что в 1960-х в Стране советов магнитофоны были в большом дефиците, и до появления “Десны” существовали только бобинники. Понимая отставание в этой области, советские чиновники поставили инженерам задачу скопировать Philips EL3300. Разработку (т.е. копирование механики и адаптацию электроники) поручили харьковскому радиозаводу «Протон», который к 1969 году сумел освоить серийный выпуск новинки.

Компоновочная схема, конструкция лентопротяжного механизма, а также дизайн корпуса был идентичен EL3300. Электроника имела ряд существенных отличий и местами даже превосходила голландскую разработку. Так усилитель советского устройства имел пять каскадов (у Philips было четыре), для двигателя был предусмотрен отдельный транзисторный стабилизатор частоты вращения. Отличалась и элементная база, так зарубежное устройство использовало семь, а “Десна” девять германиевых транзисторов. Значимым отличием стало напряжение питания (9 В для “Десны, 7,5 у EL3300), для чего в “Десне” понадобилось увеличить количество батарей питания. Это привело к росту габаритов — длина выросла на 26 мм.


EL3300 внутри

Характерных достоинств, кроме относительно небольшого размера, по сравнению с катушечными собратьями, у магнитофона не было, и был по крайней мере один вопиющий недостаток — цена. Стоил гаджет 220 рублей — около 2-х зарплат опытного инженера. Учитывая низкий 4-й класс устройства, можно считать, что новинка была неконкурентоспособна даже на изголодавшемся по технике советском рынке.

Торопливые «Протоны»

Отдельной проблемой было достать кассеты, которые в то время выпускались совсем небольшими тиражами и были редкостью. Что интересно, компакт-кассеты “Протон МК-60” (с длительностью 38, 40 или 60 минут) создали раньше, чем появилась “Десна”.

Сам магнитофон планировали выпустить к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, т.е. в 1967-м году, но не успели, а первый тираж “Протона” уже появился на свет. Скопировать носитель оказалось проще, чем адаптировать для серии забугорный магнитофон.

Внешний вид советских кассет был крайне аскетичен, если не сказать убог, с дизайном не заморачивались, да и слова такого в Стране Советов в те годы не знали, ограничились простенькой наклейкой.

Более того, до начала 70-х кассеты не были полностью советскими, ленту для них выпускали в ГДР на предприятии «Filmfabrik Wolfen». С 1971-го года выпуск пленки для кассет организован на нескольких предприятиях СССР, в частности, на заводе “Свема”. Позже, там же начали производство кассет.

Ценник, как и в случае с первым кассетным магнитофоном, для советского человека в конце 60-х был почти космическим — по 6 рублей за одну кассету. Это, как и дефицитность носителя, также не способствовало популярности устройства.

Читайте также:
Как рассчитать температуру теплоносителя в системе отопления

По сей день живет легенда (https://daxgarth.wordpress.com/2017/08/23/compact-cassette-proton-ussr/) о том, что на первых “Протон МК-60” можно было обнаружить различного вида незатертые надписи “Made in USA”, а также, что они окончательно пропали в начале 70-х. Мне не удалось найти подтверждения этому, но вполне допускаю, что такое могло быть.

Буду рад комментариям, поделитесь своими мыслями по поводу того, как надпись могла оказаться на кассете (у меня есть несколько гипотез).

Потомки “Десны”

Несмотря на сравнительную неудачу первого кассетника, харьковские инженеры высоко оценили модернизационный потенциал своего детища. Забегая вперед, скажу, что советский “филипс” модернизировали аж до 1982-го года. Проведя основательную работу над ошибками, к 1971-му году выпустили «Спутник» и «Спутник-401». Через год производство модернизированной версии освоил приборостроительный завод в Арзамасе. Очередной доработанный клон “Десны” получил звучное название «Легенда-401».

Новые магнитофоны получили более качественный звук. Была снижена детонация, улучшено соотношение сигнал-шум, были основательно улучшены показатели усилителей, проведена оптимизация схемотехнических решений для «Спутник-401», даже предусмотрели использование второй скорости — 2,38 см/с.

Еще одним характерным отличием стала возможность применения т.н. радиокассет, вставляя которые можно было превратить магнитофон в ДВ-радиоприёмник. Они стали своеобразным прообразом MP3 кассет, которые серьезно хайпанули пару лет назад.

Радиокассета внутри

Радиокассета

При этом стоимость устройств стала ниже и составила 180 рублей, что, одновременно с улучшениями и ростом кассетных тиражей, качественно повлияло на спрос.

В 1974-м и 76-м годах последовали ещё две харьковские модернизации, они стали наиболее массовыми версиями “Десны” того периода — «Спутник-402» и «Спутник-403». Модели получили косметические и оптимизационные обновления, усовершенствованную схемотехнику. Неизменным оставалась лентопротяжная техника, скопированная с филипсовского первенца.

Можно смело утверждать, что последним устройством в семействе «Десны» стал «Спутник-404», который увидел свет в 1982 году. От голландского прародителя из 60-х магнитофон традиционно позаимствовал лентопротяжную механику и компоновочную схему.

Запорожская “Весна”

Одной из знаковых и наиболее популярных в 70-е — 80-е линеек портативных магнитофонов стали устройства с названием “Весна”. Они также были созданы в Украинской ССР, которая в то время наряду с большинством западных республик выполняла функцию всесоюзного сборочного цеха. Магнитофоны под брендом «Весна» производили на запорожском предприятии «Искра», а также на киевском заводе “Коммунист” (ныне “Радар”).


«Весна-305»

Первый кассетный магнитофон оригинальной конструкции (вероятно, первый советский портативный магнитофон “собственной” разработки) планировали выпустить в 1971-м. Им должно было стать устройство с двухскоростным бесколлекторным двигателем БДС с электронным управлением, которые до этого момента не выпускались в СССР.

Двигатель стал головной болью для разработчиков, а советские пользователи, уставшие от проблемной “десны”, явно нуждались в чем-то новом. Тогда разработчики отказались от сложного двигателя, заменив его классическим японским коллекторным мотором.

Так на свет появился первый народный кассетник — «Весна-305». Через год киевляне доработали трехфазный бесколлекторный двигатель (названный БДС-0,2) и в Запорожье стартовал выпуск «Весна-306». Функциональным отличием устройств стало наличие у флагмана с бесколлекторным двигателем двух скоростей работы (4,76 и 2,38 см/с, соответственно).


«Весна-306»

Благодаря новому двигателю “Весна-306” обладала большим ресурсом автономной работы, пониженным электропотреблением, а также создавала меньше помех при работе. При этом стабильность оборотов устройства была выше, а соответственно, обеспечивалась более высокая верность воспроизведения.

Несмотря на очевидные преимущества модели 306, пользователи признали настоящим народным магнитофоном именно “Весну -305”. Дело в том, что об оврагах как обычно забыли. Отсутствие опыта в производстве бесколлекторных моторов переменного тока и низкое качество сборки с лихвой компенсировали достоинства двигателя. Выходящий из строя сложный двигатель с электронной синхронизацией нередко вообще заменяли на японский мотор от “Весна-305”, немного снижая качество, но уравнивая магнитофоны в эксплуатационной надежности.

Иными словами, магнитофоны этой линейки полюбились отнюдь не благодаря новому двигателю. Наиболее ценным эксплуатационным достоинством системы стал лентопротяжный механизм, который вопреки обыкновению не копировался с западных образцов, а создавался с нуля. Он был оборудован двумя идентичными маховиками, которые вращались в разные стороны и благодаря удвоенной массе существенно повышали стабильность протяжки ленты. Это особенно помогало при эксплуатации во время переноски. С 1976 г. полные аналоги “Весна 305” и ”Весна-306” изготавливались Пермским электроприборный заводом, они получили название «Ритм-301».

Читайте также:
Как сделать дугу из профиля для гипсокартона

Стабильность и надежность механизма сделали его универсальной платформой, на базе которой были созданы другие советские магнитофоны «Романтик-306», «Электроника-311», «Электроника-323», «Квазар-303». Думаю, не будет ошибкой отнести эти устройства к семейству “Весна — 305 — 306”.

Отдельного внимания заслуживают характеристики ранних магнитофонов “Весна”, которые во многом превосходили нормы заявленного третьего класса:

  • Рабочий диапазон звуковых частот на линейном выходе при скорости 4,76 см/с — 63…10 000 Гц, при скорости 2,38 см/с — 63…5000 Гц.
  • Номинальная выходная мощность: 0,8 Вт.
  • Напряжение питания — 9 вольт (шесть элементов 373 или сеть переменного тока, блок питания встроенный),
  • Магнитофон сохраняет работоспособность при падении напряжения до 5,1 В.
  • Габариты магнитофона — 242×242×68 мм.
  • Масса вместе с батареями 3,7 кг.
  • Цена на старте продаж достигала 195 рублей, к 1978-му году упала да 165 руб.

Продолжение “Весны”

Почти без изменений модели 305 и 306 выпускали до 1978 года, всего этих магнитофонов было произведено более 850 тысяч. Если верить статье в Википедии, то сегодня тяжело найти работоспособные экземпляры, так как надежная конструкция позволяла беспощадно расходовать эксплуатационный ресурс. На базе моделей 305 и и 306 в дальнейшем были разработаны функционально усовершенствованные модели «Весна-202» и «Весна-205», а также (в какой-то степени) магнитола «Весна-204».

В дальнейшем киевский “Коммунист” и запорожская “Искра” выпустили портативные стерео магнитофоны. «Весна-201 стерео» появилась в 1977-м году, в 1978-м — усовершенствованный вариант «Весна-211 стерео», который оборудовался более мощным усилителем и дополнительно стереопарой.

Для советского магнитофоностоения середины-конца 70-х годов это было не то чтобы прорывом, но успехом и показателем серьезного прогресса. Очередной этап для “Весны” наступил в 1985 году, когда начался выпуск линейки «Весна-310С» — магнитофонов с принципиально новой компоновочной схемой.

В дальнейшем идентичные устройства были успешно скопированы Рязанским приборным заводом и выходили также под маркой “Русь”.

Народный советский Grundig или просто “Электроника 301”

Рассказ о народном магнитофоне будет неполным без упоминания “Электроники 301“ (она же «Парус-301», разработки Московского завода “ТочМаш”.

Этот магнитофон, равно как и “Весна-305/306”, завоевал огромную популярность среди советских граждан благодаря высокой надежности в сочетании со сносными характеристиками. Его серийный выпуск был начат в 1972-м году. Традиционно модель была частично скопирована с магнитофона C100L, выпускавшегося компанией Grundig с 1966 по 1968-й годы.


«Парус 301»


Grundig C100L

Магнитофон получил износоустойчивый лентопротяжный механизм, электронную стабилизацию скорости, а также сравнительно неплохой усилитель на германиевых транзисторах. Уже через 2 года он был модернизирован до версии “Электроники 302“, с дизайном максимально близким к оригиналу и применением громкоговорителя 1ГД-40 вместо 0,5ГД-30, что улучшило верность воспроизведения.

В разное время в магнитофоне применялись различные комплектующие, несколько версий получили японские головки JVC и двигатели SONY.

Зарю советского магнитофоностроения можно назвать периодом неистового поиска, бессовестного плагиата смелого заимствования и умелых адаптаций западных разработок. Кассетных магнитофонов это касается, возможно, даже больше, чем бобинников. При этом необходимо отметить, что собственные разработки иногда больше подходили пользователям, ибо адаптировались под их требования, и были, как говорят в народе, неубиваемыми. Думаю, не ошибусь, если скажу, что советские инженеры дали новую жизнь устройствам, которые считались устаревшими на западе и смогли эффективно использовать их модернизационный потенциал. Буду традиционно признателен за ваши комментарии. Это далеко не всё, продолжение следует.

Джинса
Мы торгуем электроникой. В нашем каталоге представлен широкий ассортимент аудио и видео аппаратуры, аксессуаров, коммутации.

Кассетные магнитолы Советского Союза

В начале 70х годов стало понятно, что формат компакт-кассеты Philips неуклонно увеличивает свою долю на рынке и вскоре станет доминирующим стандартом на рынке магнитной записи. В СССР начинается освоение массового производства кассетных магнитофонов.

Вслед за первой «Десной» начинается выпуск моделей «Весна», «Томь», «Воронеж», «Спутник», «Электроника», «Легенда», «Парус».

А вот с магнитолами как то сразу не заладилось. Первый вариант магнитолы разработал Ленинградский институт ВНИРПА еще в 1972 году. В качестве основы взяли радиоприемник «Ленинград-002», своей же разработки и лентопротяжный механизм от магнитофона «Весна-305» с небольшими доработками. Аппарат получился очень оригинальный, но совершенно не подходящий по цене для массового покупателя.

Через год на Ленинградском заводе им. Калинина запустили в производство магнитолу «Форум 301». Радиоприемная часть использовалась от всеволнового радиоприемника «Орион-301». Магнитола была всем хороша, для своего времени, но дальше опытной партии дело не пошло.

Читайте также:
Кукольный домик своими руками +100 фото и 10 мастер-классов

Документацию на магнитолу и оснастку передали на Симферопольский радиозавод «Фиолент». После незначительной доработки, с начала 1975 года, начали серийно выпускать под маркой «Ореанда-301». Именно она стала первой серийной кассетной магнитолой СССР. Цена магнитолы в розничной сети была 225 рублей 75 копеек.

На базе магнитолы «Ореанда-301» были разработаны модели «Вега-320» и «Томь-305», которые выпускались в Бердском и Томском радиозаводах.

Вскоре было налажено производство магнитол второго класса «Вэф-260-Sigma»

и магнитол первого класса «Рига-110» и «Aэлита-101»

и магнитолы высшего класса «Арго-002-стерео», «Брестье-002-стерео».

Что касается Симферопольского радиозавода «Фиолент», то они выпускали магнитолы практически еще четверть века: В 1978 году 301-ую модель сменила «Ореанда-302»

В 1980 году магнитолу радикально модернизировали, практически заменив радиоприемную часть. Переключатель диапазонов стал барабанного типа. Так же поменялась и схема усилителя. Электропитание от батарей сделали нестандартным -10,5 Вольта (7 батареек 343). Класс магнитолы повысили до второго, модель получила название «Ореанда-201».

В 1985 году начался выпуск стерео магнитолы «Ореанда-203-стерео». В схему добавились модные опции: устройство расширения стереобазы, СШ, автопоиск фонограмм по паузам.

С 1989 года перешли на выпуск двухкассетной модели магнитолы «Ореанда-РМ-204-С». Ко всем предыдущим опциям прибавился эквалайзер и микропроцессорное управление лентопротяжным механизмом. Ну и как дань моде тех лет подняли выходную мощность до 3,5 Вт на канал. Свежие батарейки израсходовать за один вечер было очень даже просто.

В 1998 году подготовили очередную модель «Ореанда РМ-214-стерео», но выпуск ограничился опытной партией.
Дольше всех выпускал магнитолы Кишиневский радиозавод. В 2000 году они перешли на выпуск новой модели «Electronika RM-201»

Топ 10 советских кассетных магнитофонов

Хочу быть Nakamichi

Топ 10 советских кассетных магнитофонов

Хочу быть Nakamichi

Наиболее популярным и доступным источником западной музыки в Советском Союзе были компакт-кассеты. И если подростки разгуливали по улице с портативными магнитолами, то серьезные люди покупали стационарные деки в составе Hi-Fi систем. Надо сказать, что увлечение хорошим звуком и в СССР было недешевым занятием – стоимость хорошей кассетной деки составляла 350-500 рублей. В нашей подборке – самые интересные модели кассетных магнитофонов советского периода.

Радиотехника М-201С

Оригинальная модель с горизонтальным загрузчиком кассеты производилась Рижским производственным объединением «Радиотехника», год выпуска – 1983. Она поддерживала два типа ленты – феррит и хром и была оборудована встроенным усилителем для наушников. Индикатор уровня сигнала был люминесцентный, присутствовал также счетчик ленты и возможность поиска по нему фрагментов. Весил магнитофон 8 килограммов.

Вильма-104-стерео

Продукция завода «Вильма» из города Вильнюса. Магнитофон производился с 1986 года и был одной из популярных кассетных дек в стране. Оснащение включало двухмоторный лентопротяжный механизм, полный автостоп, поддержку трех типов ленты и поканальные стрелочные индикаторы. Следует также упомянуть использование сендастовой головки и наличие системы шумоподавления. АЧХ была заявлена от 31,5 до 18000 Гц, вес аппарата составлял 10,8 килограммов.

Яуза-220-стерео

Данный кассетный магнитофон выпускался с 1984 года московским предприятием ЭМЗ №1. В нем была световая индикация основных режимов работы, контроль записи через наушники, раздельная индикация уровня записи, автостоп. Дека поддерживала три типа магнитной ленты за счет применения универсальной сендастовой головки и была оборудована шумопонижающим устройством «Маяк». Верхняя граничная частота для ленты FeCr составляла 16000 Гц, весил магнитофон 7 килограммов.

Вильма-102-стерео

Еще один серьезный аппарат производства Вильнюсского приборостроительного завода «Вильма». Выпускать его начали в 1981 году, в нем был применён двухмоторный лентопротяжный механизм с закрытым трактом и квазисенсорным управлением. Электронная часть была выполнена на интегральных микросхемах, сигнал считывался комбинированной магнитной головкой записи и воспроизведения. Оснащение включало шумоподавитель типа Dolby-B, счётчик расхода ленты, автостоп и индикаторы уровня сигнала. Была возможна калибровка тока записи под применяемый тип ленты и регулировка тока подмагничивания, масса аппарата составляла 13 килограммов.

Вега МП-120-стерео

Производитель данной модели – Бердское производственное объединение «Вега», год выпуска – 1987. В ней было реализовано так называемое псевдосенсорное управление режимами работы, присутствовал автостоп, электронный счетчик расхода ленты и шумоподавитель. Также можно было запрограммировать воспроизведение заранее выбранных фрагментов. В аппарате была установлена сендастовая магнитная головка, весил магнитофон 7,5 килограммов.

Читайте также:
Как подобрать инструменты для натяжных потолков?

Маяк-010-стерео

Магнитофон выпускался Киевским заводом «Маяк» с 1983 года и мог работать как с 90, так и 60-ти минутными кассетами первого и второго типов. Это была качественная дека весом 10 килограммов, в ней была система шумоподавления, автостоп по времени и окончании ленты, кварцевая стабилизация скорости вращения, возможность микрширования при записи сигналов с линейного входа и с микрофона. В комплект даже входил пульт дистанционного управления.

Радиотехника МП-7301-стерео

Эта модель была запущена в производство в 1989 году Рижским радиозаводом имени А.С.Попова. Дека поддерживала ферритовые и хромовые кассеты, имела активную систему шумопонижения, память расхода ленты, регулятор уровня записи для каждого канала, люминисцентный индикатор. Изначально модель предназначалась для работы в составе полной стереосистемы «Радиотехника», однако использовалась и отдельно. Весила дека 6,9 килограмма.

Электроника-204-стерео

Полтавский завод специального технологического оборудования выпускал этот магнитофон с 1987 года. Дека поддерживала три различных типа ленты, имела функцию программируемого воспроизведения, автостоп, а также квазисенсорное логическое управление. Внешний корпус был выполнен из пластика, однако весил магнитофон 8,5 килограммов. Розничная цена была 320 рублей.

В магнитофоне, который производился с 1989 года Московским заводом «Радиоприбор», была установлена сендастовая магнитная головка, присутствовала система шумоподавления и функция поиска по фрагментам фонограмм. На передней панели был индикатор уровня записи и воспроизведения, а также возможность регулировки тока подмагничивания. Существовало несколько вариантов расцветки.

Романтика-220-стерео

На передней панели модели, впервые выпущенной в 1985 году Харьковским заводом им. Шевченко, красовались большие стрелочные индикаторы, переключатель трех типов магнитной ленты, регуляторы уровня записи и усилителя для наушников. В аппарате была система шумоподавления, полный автостоп и возможность подключения проводного пульта ДУ. Весила серебристая машина 8,5 килограммов и стоила 380 рублей.

История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х

Продолжая наш цикл о советском аудио, захотелось рассказать о кассетных магнитофонах в СССР. Известно, что в Стране Советов эти устройства стали появляться несколько позже, чем на западе, а исчезли наоборот раньше (производство их было свернуто почти сразу после распада Союза).

Мне было интересно проанализировать насколько наши разработчики приблизились к коллегам из Японии, Западной Европы и США, удалось ли им догнать и перегнать, а также понять, почему советские разработки в этой области порой пользовались редким или т. н.”вынужденным” спросом, а большинство их современников стремились приобрести зарубежные образцы.

Ввиду того, что тема достаточно обширна, я разделю материал на четыре части, в первых двух я расскажу об эволюции портативных устройств, а в остальных — рассмотрю развитие и упадок стационарных дек.

Spirit of 1969 или 26 мм оригинальной конструкции

История советских кассетных магнитофонов под стандарт компакт-кассета начиналась на 5-6 лет позже, чем на западе, что в целом совпадает с хронологическим отставанием Страны победившего развитого социализма от “западных партнёров” по электронике широкого потребления. Известно, что первые кассетные магнитофоны (с магнитной проволокой) появились еще в Третьем Рейхе в 1930-х, такие, в частности, выпускались компанией C. Lorenz AG. Первый кассетный магнитофон с магнитной лентой был выпущен в 1950-м году, им стал Loewe Optaphon.

Кассетный магнитофон 30-х

Loewe Optaphon

Всё это время кассетам не придавали значения в СССР и обходились катушками, которые получили народное наименование бобины. В 1963-м компания Philips представила компакт-кассету, а в 1964 появилось одно из первых портативных устройств для его воспроизведения, им стал Philips EL3300. В дальнейшем именно этот портативный кассетный магнитофон послужил прообразом для советского первенца “Десна”.


EL3300


«Десна»

Следует отметить, что в 1960-х в Стране советов магнитофоны были в большом дефиците, и до появления “Десны” существовали только бобинники. Понимая отставание в этой области, советские чиновники поставили инженерам задачу скопировать Philips EL3300. Разработку (т.е. копирование механики и адаптацию электроники) поручили харьковскому радиозаводу «Протон», который к 1969 году сумел освоить серийный выпуск новинки.

Компоновочная схема, конструкция лентопротяжного механизма, а также дизайн корпуса был идентичен EL3300. Электроника имела ряд существенных отличий и местами даже превосходила американскую разработку. Так усилитель советского устройства имел четыре каскада (у Philips было три), для двигателя был предусмотрен отдельный транзисторный стабилизатор частоты вращения. Отличалась и элементная база, так американское устройство использовало семь, а “Десна” девять германиевых транзисторов. Значимым отличием стало напряжение питания (9 В для “Десны, 7,5 у EL3300), для чего в “Десне” понадобилось увеличить количество батарей питания. Это привело к росту габаритов — длина выросла на 26 мм.

Читайте также:
Как эффективно организовать интерьер кухни 2 метра?


EL3300 внутри

Характерных достоинств, кроме относительно небольшого размера, по сравнению с катушечными собратьями, у магнитофона не было, и был по крайней мере один вопиющий недостаток — цена. Стоил гаджет 220 рублей — около 2-х зарплат опытного инженера. Учитывая низкий 4-й класс устройства, можно считать, что новинка была неконкурентоспособна даже на изголодавшемся по технике советском рынке.

Торопливые «Протоны»

Отдельной проблемой было достать кассеты, которые в то время выпускались совсем небольшими тиражами и были редкостью. Что интересно, компакт-кассеты “Протон МК-60” (с длительностью 38, 40 или 60 минут) создали раньше, чем появилась “Десна”.

Сам магнитофон планировали выпустить к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, т.е. в 1967-м году, но не успели, а первый тираж “Протона” уже появился на свет. Скопировать носитель оказалось проще, чем адаптировать для серии забугорный магнитофон.

Внешний вид советских кассет был крайне аскетичен, если не сказать убог, с дизайном не заморачивались, да и слова такого в Стране Советов в те годы не знали, ограничились простенькой наклейкой.

Более того, до начала 70-х кассеты не были полностью советскими, ленту для них выпускали в ГДР на предприятии «Filmfabrik Wolfen». С 1971-го года выпуск пленки для кассет организован на нескольких предприятиях СССР, в частности, на заводе “Свема”. Позже, там же начали производство кассет.

Ценник, как и в случае с первым кассетным магнитофоном, для советского человека в конце 60-х был почти космическим — по 6 рублей за одну кассету. Это, как и дефицитность носителя, также не способствовало популярности устройства.

По сей день живет легенда (https://daxgarth.wordpress.com/2017/08/23/compact-cassette-proton-ussr/) о том, что на первых “Протон МК-60” можно было обнаружить различного вида незатертые надписи “Made in USA”, а также, что они окончательно пропали в начале 70-х. Мне не удалось найти подтверждения этому, но вполне допускаю, что такое могло быть.

Буду рад комментариям, поделитесь своими мыслями по поводу того, как надпись могла оказаться на кассете (у меня есть несколько гипотез).

Потомки “Десны”

Несмотря на сравнительную неудачу первого кассетника, Харьковские инженеры высоко оценили модернизационный потенциал своего детища. Забегая вперед, скажу, что советский “филипс” модернизировали аж до 1982-го года. Проведя основательную работу над ошибками, к 1971-му году выпустили «Спутник» и «Спутник-401». Через год производство модернизированной версии освоил приборостроительный завод в Арзамасе. Очередной доработанный клон “Десны” получил звучное название «Легенда-401».

Новые магнитофоны получили более качественный звук. Была снижена детонация, улучшено соотношение сигнал-шум, были основательно улучшены показатели усилителей, проведена оптимизация схемотехнических решений для «Спутник-401», даже предусмотрели использование второй скорости — 2,38 см/с.

Еще одним характерным отличием стала возможность применения т.н. радиокассет, вставляя которые можно было превратить магнитофон в ДВ-радиоприёмник. Они стали своеобразным прообразом MP3 кассет, которые серьезно хайпанули пару лет назад.


Радиокассета


mp3 кассета

При этом стоимость устройств стала ниже и составила 180 рублей, что, одновременно с улучшениями и ростом кассетных тиражей, качественно повлияло на спрос.

В 1974-м и 76-м годах последовали ещё две харьковские модернизации, они стали наиболее массовыми версиями “Десны” того периода — «Спутник-402» и «Спутник-403». Модели получили косметические и оптимизационные обновления, усовершенствованную схемотехнику. Неизменным оставалась лентопротяжная техника, скопированная с филипсовского первенца.

Можно смело утверждать, что последним устройством в семействе «Десны» стал «Спутник-404», который увидел свет в 1982 году. От американского прародителя из 60-х магнитофон традиционно позаимствовал лентопротяжную механику и компоновочную схему.

Запорожская “Весна”

Одной из знаковых и наиболее популярных в 70-е — 80-е линеек портативных магнитофонов стали устройства с названием “Весна”. Они также были созданы в Украинской ССР, которая в то время на ряду с большинством западных республик выполняла функцию всесоюзного сборочного цеха. Магнитофоны под брендом «Весна» производили на запорожском предприятии «Искра», а также на киевском заводе “Коммунист” (ныне “Радар”).

Читайте также:
Клей для мозаики в бассейне


«Весна-305»

Первый кассетный магнитофон оригинальной конструкции (вероятно, первый советский портативный магнитофон “собственной” разработки) планировали выпустить в 1971-м. Им должно было стать устройство с двухскоростным бесколлекторным двигателем БДС с электронным управлением, которые до этого момента не выпускались в СССР.

Двигатель стал головной болью для разработчиков, а советские пользователи, уставшие от проблемной “десны”, явно нуждались в чем-то новом. Тогда разработчики отказались от сложного двигателя, заменив его классическим японским коллекторным мотором.

Так на свет появился первый народный кассетник — «Весна-305». Через год киевляне доработали трехфазный бесколлекторный двигатель (названный БДС-0,2) и в Запорожье стартовал выпуск «Весна-306». Функциональным отличием устройств стало наличие у флагмана с бесколлекторным двигателем двух скоростей работы (4,76 и 2,38 см/с, соответственно).


«Весна-306»

Благодаря новому двигателю “Весна-306” обладала большим ресурсом автономной работы, пониженным электропотреблением, а также создавала меньше помех при работе. При этом стабильность оборотов устройства была выше, а соответственно, обеспечивалась более высокая верность воспроизведения.

Несмотря на очевидные преимущества модели 306, пользователи признали настоящим народным магнитофоном именно “Весну -305”. Дело в том, что об оврагах как обычно забыли. Отсутствие опыта в производстве бесколлекторных моторов переменного тока и низкое качество сборки с лихвой компенсировали достоинства двигателя. Выходящий из строя сложный двигатель с электронной синхронизацией нередко вообще заменяли на японский мотор от “Весна-305”, немного снижая качество, но уравнивая магнитофоны в эксплуатационной надежности.

Иными словами, магнитофоны этой линейки полюбились отнюдь не благодаря новому двигателю. Наиболее ценным эксплуатационным достоинством системы стал лентопротяжный механизм, который вопреки обыкновению не копировался с западных образцов, а создавался с нуля. Он был оборудован двумя идентичными маховиками, которые вращались в разные стороны и благодаря удвоенной массе существенно повышали стабильность протяжки ленты. Это особенно помогало при эксплуатации во время переноски. С 1976 г. полные аналоги “Весна 305” и ”Весна-306” изготавливались Пермским электроприборный заводом, они получили название «Ритм-301».

Стабильность и надежность механизма сделали его универсальной платформой, на базе которой были созданы другие советские магнитофоны «Романтик-306», «Электроника-311», «Электроника-323», «Квазар-303». Думаю, не будет ошибкой отнести эти устройства к семейству “Весна — 305 — 306”.

Отдельного внимания заслуживают характеристики ранних магнитофонов “Весна”, которые во многом превосходили нормы заявленного третьего класса:

  • Рабочий диапазон звуковых частот на линейном выходе при скорости 4,76 см/с — 63…10 000 Гц, при скорости 2,38 см/с — 63…5000 Гц.
  • Номинальная выходная мощность: 0,8 Вт.
  • Напряжение питания — 9 вольт (шесть элементов 373 или сеть переменного тока, блок питания встроенный),
  • Мгнитофон сохраняет работоспособность при падении напряжения до 5,1 В.
  • Габариты магнитофона — 242×242×68 мм.
  • Масса вместе с батареями 3,7 кг.
  • Цена на старте продаж достигала 195 рублей, к 1978-му году упала да 165 руб.

Продолжение “Весны”

Почти без изменений модели 305 и 306 выпускали до 1978 года, всего этих магнитофонов было произведено более 850 тысяч. Если верить статье в Википедии, то сегодня тяжело найти работоспособные экземпляры, так как надежная конструкция позволяла беспощадно расходовать эксплуатационный ресурс. На базе моделей 305 и и 306 в дальнейшем были разработаны функционально усовершенствованные модели «Весна-202» и «Весна-205», а также (в какой-то степени) магнитола «Весна-204».

В дальнейшем киевский “Коммунист” и запорожская “Искра” выпустили портативные стерео магнитофоны. «Весна-201 стерео» появилась в 1977-м году, в 1978-м — усовершенствованный вариант «Весна-211 стерео», который оборудовался более мощным усилителем и дополнительно стереопарой.

Для советского магнитофоностоения середины-конца 70-х годов это было не то чтобы прорывом, но успехом и показателем серьезного прогресса. Очередной этап для “Весны” наступил в 1985 году, когда начался выпуск линейки «Весна-310С» — магнитофонов с принципиально новой компоновочной схемой.

В дальнейшем идентичные устройства были успешно скопированы Рязанским приборным заводом и выходили также под маркой “Русь”.

Народный советский Grundig или просто “Электроника 301”

Рассказ о народном магнитофоне будет неполным без упоминания “Электроники 301“ (она же «Парус-301», разработки Московского завода “ТочМаш”.

Этот магнитофон, равно как и “Весна-305/306”, завоевал огромную популярность среди советских граждан благодаря высокой надежности в сочетании со сносными характеристиками. Его серийный выпуск был начат в 1972-м году. Традиционно модель была частично скопирована с магнитофона C100L, выпускавшегося компанией Grundig с 1966 по 1968-й годы.

Читайте также:
Лазерный ЧПУ станок из CD приводов на базе Arduino


«Парус 301»


Grundig C100L

Магнитофон получил износоустойчивый лентопротяжный механизм, электронную стабилизацию скорости, а также сравнительно неплохой усилитель на германиевых транзисторах. Уже через 2 года он был модернизирован до версии “Электроники 302“, с дизайном максимально близким к оригиналу и применением громкоговорителя 1ГД-40 вместо 0,5ГД-30, что улучшило верность воспроизведения.

В разное время в магнитофоне применялись различные комплектующие, несколько версий получили японские головки JVC и двигатели SONY.

Зарю советского магнитофоностроения можно назвать периодом неистового поиска, бессовестного плагиата смелого заимствования и умелых адаптаций западных разработок. Кассетных магнитофонов это касается, возможно, даже больше, чем бобинников. При этом необходимо отметить, что собственные разработки иногда больше подходили пользователям, ибо адаптировались под их требования, и были, как говорят в народе, неубиваемыми. Думаю, не ошибусь, если скажу, что советские инженеры дали новую жизнь устройствам, которые считались устаревшими на западе и смогли эффективно использовать их модернизационный потенциал. Буду традиционно признателен за ваши комментарии. Это далеко не всё, продолжение следует.

Джинса
Мы торгуем электроникой. В нашем каталоге представлен широкий ассортимент аудио и видео аппаратуры, аксессуаров, коммутации.

Кассета магнитофонная. советский магнитофон

Советские эксперты высоко ценили магнитофоны этой марки. Особенно речь идет о «Маяке-001 Стерео», все детали которого были исключительно заграничными. Были еще и такие модели, как «Маяк-003 Стерео» и «Маяк-005 Стерео», позиционируемые производителем, как более усовершенствованные модификации.

Так, например, «Маяк-005 Стерео» выпустили ограниченной партией в количестве 20 шт. Ну а после этой модели производитель и вовсе отказался от дорогостоящей аппаратуры в пользу более доступной для народа, а следовательно и продаваемой продукции.

Киевский завод «Маяк», который, собственно, и занимался выпуском одноименных магнитофонов, был основан еще в далеких 20-х. Начинал он с музыкальных инструментов, встав в 40-е на военные рельсы, а дальше перейдя на производство электроники.

Сегодня киевский «Маяк» по-прежнему занимает свою нишу, сосредоточив основное производство на электронной продукции. Также в последние годы некоторые цеха гиганта были переоборудованы под оборонную промышленность.

Усовершенствование системы

Изобретение магнитофона дало старт, теперь нужно было довести механизм до ума. Магнитофоны могли весить по нескольку сот килограмм, что делало их абсолютно не транспортабельными. К тому же страдало качество звука, а чтобы починить стальную ленту, нужна была электросварка.

Несмотря на недостатки, изобретение пользовалось популярностью среди разработчиков. Когда изобрели магнитофон, инженеры всего мира хотели приложить свою руку к улучшению конструкции. Изготовление приборов берет на себя Германия и Англия.

Со временем появляются усилители на электронных лампах, а в 1925 году запись производилась на небольшой электрический микрофон. Немецкие инженеры начали использовать смещение тока для качественного улучшения звука.

Инженер Пфлеумер предложил использовать вместо стальной ленты, только металлическое покрытие бумажной или пластмассовой ленты. Немец Шюллер был автором идеи использования кольцеобразных головок для записи, которые не повреждали ленту. В 1940 году американец Кармас предложил новое покрытие для пленок, чтобы уменьшить скорость их движения.

Портативный кассетный магнитофон «Электроника-302»

Этот магнитофон производился в СССР вплоть до 1984 года. Основным заводом, выпускающим устройство, был московский «ТочМаш». Кассетный магнитофон СССР был предназначен для записи и воспроизведения звука при помощи магнитной ленты. Такая лента чаще всего содержалась в специальных кассетах, благодаря которым устройство и получило свое название.

Магнитофон «Электроника-302» является усовершенствованной моделью «Электроники-301», отличаясь от своего «предка» немного другими ползунковыми регуляторами и усовершенствованным внешним видом. Устройство было не таким уж легким, его вес составлял 3,5 килограмма, что не мешало советской молодежи сходить по нему с ума: ведь машинку можно было взять с собой на пикник и долго слушать свои самые любимые песни.

Борьба с шумами

Недостатком кассетных магнитофонов долгое время оставалось качество звука. Меньшая, в сравнении с бобинными собратьями, ширина ленты и скорость ее протяжки определяли шумность звука, делавшую мелодии малоразборчивыми. Решение нашел в 1969 году Рэй Долби, придумавший методику подавления шумов за счет внесения в запись искажений, которые будут нивелироваться при воспроизведении, благодаря чему звук становится относительно чистым.

Еще лучше зазвучали кассетные магнитофоны с появлением новых типов магнитной ленты с покрытиями на основе диоксида хрома и металлопорошковых технологий. Теперь кассетники могли предложить звук, качество которого устраивало не слишком взыскательных меломанов и годилось для бытовой звукозаписи. Взыскательные меломаны слушали пластинки, а по-настоящему важные записи все же делались на бобины.

Читайте также:
Металлические настенные вешалки для прихожей: железные варианты для одежды с полкой из металла

Кассетные магнитофоны

Инженеры разных стран раз за разом привносили что-то новое и улучшенное по сравнению с предыдущей версией. В 1968 году изобретение магнитофона шагнуло на новый уровень. Бобины отошли на второй план, появились кассетные магнитофоны.

Кассета представляла собой пластмассовую коробочку, внутри которой находилась лента на катушках. В магнитофон вставлялась кассета и лентопротяжный механизм крутился. Новый механизм был гораздо удобнее в использовании. Он был значительно меньше бобинного.

В этот раз лента двигалась чересчур медленно, и качество вновь оставляло желать лучшего. Недостаток был исправлен американским инженером Р. Долби, который разработал систему управления частотным диапазоном, чтобы уменьшать шумы самой ленты.

Новый вариант магнитофона общество приняло гораздо охотнее, чем изобретение Поульсона. Позже мировые компании стали выпускать портативные магнитофоны – кассетные плееры, подхватив идею у компании Sony, которая выпустила первый кассетный плеер Walkman в 1979 году.

Курьёзные и забытые модели кассетных магнитофонов.

Каждая эпоха имеет этапы становления, расцвета и заката. Это неизбежность — все империи пали и падут.
Вспоминая 80 е, помню какое непоколебимое лидерство имел формат компакт- кассет, казалось кассеты будут всегда.
Топовые аппараты высших линеек моделей дорогих фирм довели качество звучания и эксплуатационные характеристики магнитной записи на компакт-кассеты до невиданных высот. Даже современные цифровые устройства до сих пор не могут побороться со многими из них, а уж об характерных особенностях звучания аналогового звука, имеющего в наши дни огромную армию фанатов и говорить нечего. Истинный ценитель аналогового звучания относится с нескрываемым презрением к цифре.
Правды ради, нужно сказать, что в кассетных деках высшего класса, в середине-конце 80 х стал появляться цифровой формат записи звука на кассеты с иннициалами — DAT / RDAT.

Но не об этом этом этот пост и не о больших победах компакт-кассетного формата и топовых бестселлерах продаж — самых удачных моделях; не о SHARP 777 и JVC M90, не о тяжёлых фантастических деках NAKAMICHI, приравниваемых по ценности к ювелирным изделиям.
Мне хочется рассказать об промышленных экспериментах юности эпохи копмакт-кассеты, о моделях которые не имели потенциала роста из-за некоторой неказистости и угловатости, как у подростков в переходный период роста.
В некотором смысле это были тупиковые направления — это были пробы и эксперименты.
В то время кассетникам приходилось жёстко конкурировать с бобинными мафонами, винилом и картриджами. Кассетники явно проигрывали по качеству звука всем этим перечисленным системам из-за особенностей и зависимостью от носителя аудио- сигнала.
Это уже только после, в период расцвета радиоэлектроники, сложность и совершенствование схемотехнических решений электрической части кассетных магнитофонов позволило подтянуть эти аппараты на конкурентный уровень, относительно другим систем носителей звукового сигнала.

Эта знаменитая книга была моей детской библией!

Но, несмотря, на недолгий модельный жизненный путь, эти аппараты полны живых, простых и интересных технических решений и обладают сокрушительным очарованием именно из-за своей непосредственности и простоты.
Их ещё не коснулась рука маркетолога и убийственная коса пути удешевления, унифицирования и вечного повышения технологичности процесса. Эти мафоны живые, их производили для того, чтобы они работали хорошо и долго, а не для того, чтобы они становились плохими перед блестающими новинками, призванными опустошить кошелёк покупателя, спешащего на всё блестящее.
Это абсолютно другие аппараты — они сделаны с душой.

Санио.
Переносной кассетный стерео магнитофон, оформленный в виде акустических систем (колонок). Обладает очень мягким и приятным трасформаторным звуком, довольно мощным и очень уютным. Посредством разведения в стороны колонок можно увеличивать глубину стереоэффекта звучания и в принципе, качеством звука этот аппарат может заменить довольно серьёзный музыкальный центр.
На самом деле, в таком оформлении в виде колонок, ничего необычного для того времени нет (конец 60 х) — это логическое продолжение линеек аппаратов систем “картридж”, которое было невероятно популярным в 60 е.

Но впоследствии из-за особенностей конкуренции, кассетники пойдут по пути бумбокса (монолитный корпус), тем самым определяя своё решительное отличие от картриджных стереосистем.

Читайте также:
Как сделать светодиодную лампу из банки

В конце 60 -х в таких вот кожанных чемоданчиках переносили не только вещи, в них легко могла оказаться и кассетная стереосистема.

Это стереомагнитола Сони, с выносными колонками.
Также магнитофонный блок имеет и свой встроенный монитор, позволяющий использовать его в самодостаточном монофоническом режиме и без колонок.

Обалденная Сонька с хорошим и мягким звуком.

Курьёзная переносная магнито-радиола Санио.
Имеет монофонический кассетный магнитофон, радио с ФМ диапозоном и проигрыватель винила.
Очень забавный аппарат из серии — всего секунда и брюки превращаются, превращаются, превращаются … в элегантные шорты … )

Очень неплохой звук, особенно на виниле.

Япония, начало 70 х.

Тут
Хоть мне и не хотелось говорить о бестселлерах, но обойти этот аппарат просто невозможно — это звезда всех времён и народов, легендарный Филипс — самый первый кассетный магнитофон начала 60 х.
Как говорят, его создавали ангелы на небесах — невероятно простой и бесконечно очаровательный аппарат, очень небольшой и с присущим только ему, узнаваемым звуком, приятным и мягким, благодаря трансформаторному тракту УНЧ.
Такой магнитофон мечта моего детства, по правде сказать и сейчас порой кладу его себе под подушку, только это большая тайна (между нами)))

Теперь о курьёзах.
Филипс ЕЛ 3302 в варианте автомобильного магнитофона.
Такий вот оригинальный кронштейн позволял использовать серийный переносной магнитофон Филипс ЕЛ 3300 — 3302, как автомобильный магнитофон.
Конструкция аккуратно крепилась саморезами к нижней части передней панели, в неё устанавливался съёмно магнитофон, а через шнуры разводились на колонки салона машины.

Очень смешная и нереально милая штука!

Принципиальная электрическая схема 3302.
УНЧ уже нетрасформаторный, но звук всё равно очень мягкий и приятный!

Таких Филипсов у меня в коллекции десятка два, начиная от самых первых — ЕЛ 3300 и заканчивая 2000- ками.

Очень хороший и звучащий аппарат.
Это уже развитый и улучшенный Филипс 2000 к.

Середина 60 х, Австрия.

А это ещё одна мечта моего детства — Весна 305.
Потрясающий мафон с трансформаторным звуком, очень мощный УНЧ и продвинутая импульсная система управления приводным электромоторчиком и сбалансированный ЛПМ.
Когда вам говорят, что СССР отставал от всего мира — это ложь, приведите контраргументом магнитофон Весна 305.

Мне только пару лет назад удалось найти этот магнитофон, редкий стал зверь. Искал его более двадцати лет.
Очень хорошая машина.

Довольно скоро эпохальный переходной этап таких уникальных магнитофонов прошёл.
К концу 70 х их сменили уже устоявшиеся по видам и назначению модельные линейки, а также и топовые 777, 9-я линейка Шарпов и другие мегабесты монолитных бумбоксов.

Милые и родные, служившие верой и правдой “допотопчики” канули навсегда в историю.
Очень жаль, но что тут поделаешь !

10 лучших кассетных дек, выпущенных в СССР. Советский магнитофон за 1 900 рублей? Да, было и такое!

Полный промышленный цикл почти любого изделия в СССР стал уже притчей во языцех – и одним из интереснейших примеров такого инженерного искусства станут кассетные деки. Наша ода аналоговой записи продолжается – давайте оглянемся назад и выделим наиболее качественные образцы такой аппаратуры, выпускавшиеся до 1991 года. В нашей новой подборке собрана десятка стационарных кассетных магнитофонов первого и высшего класса техники или малосерийных изделий. Ряд этих дек сейчас можно найти в продаже за весьма скромные деньги, а их саунд явно порадует вас.

10. Вега МП-120-стерео

Эта модель выпускалась с 1987 года на Бердском ПО «Вега». Управление декой – псевдосенсорное, счетчик ленты – электронный, шумоподавление – компандерное. «Вега МП-120-стерео» имела автостоп и допускала программирование для воспроизведения отдельных песен. Головка – сендастовая, двигателей – три; АЧХ деки была заявлена в пределах от 31,5 до 16 000 Гц, соотношение «сигнал/шум» – 56 дБ. Весил магнитофон 7,5 кг; его розничная цена была установлена в 500 рублей.

9. Маяк-120-стерео

Любимец советских аудиофилов и меломанов – «Маяк-120-стерео», релиз одноименного Киевского завода. Аппарат поддерживал ленты Fe, Cr и FeCr, комплектовался системой шумоподавления, имел электронно-логическое управление, индикацию пиковых уровней сигнала, стрелочные индикаторы уровня и модуль автостопа. Сендастовая головка и качественный ЛМП гарантировали АЧХ 31,5 – 18 000 Гц при коэффициенте детонации в 0,15%. Весил аппарат 8,9 кг.

Читайте также:
Как сделать хрущевку уютной и стильной

8. Яуза МП-221С

«Яуза МП-221С» выпускался с 1987 года – несмотря на скромные габариты и небольшой вес (всего 4,5 кг), кассетник получился исключительно удачным. Московский ЭМЗ N1 свое дело знал исключительно хорошо – аппарат работал с тремя типами лент, допускал регулировку подмагничивания, использовал электронно-логическую систему управления и аж два шумоподавителя (компандерный и динамический). ЛМП с двумя двигателями, сендастовая головка, АЧХ от 31,5 до 16 000 Гц, коэффициент детонации – 0,19%.

7. Рапри-102С

«Рапри-102С» начал производиться в 1988 году московским заводом «Радиоприбор» (аналогичная дека выпускалась и в 1987 году под маркой «Рапри МП-202С»). За 455 рублей предлагалась система с сендастовой головкой, электролюминесцентной индикацией уровня и возможностью регулировки тока подмагничивания. Эргономика, опять же, не подкачала – «Рапри-102С» допускала поиск по фрагментам. Двухмоторное устройство обеспечивало АЧХ от 30 до 16 000 Гц при коэффициенте детонации в 0,15 %. Весил «аналоговый инструмент» 7 кг.

6. Романтика-221-стерео

Продукт Харьковского приборостроительного завода имени Шевченко, апгрейд известного кассетника «Романтика-220-стерео», получивший возможность работы с тремя типами лент. Солидная трехмоторная конструкция, автостоп, сендастовая головка и даже электронный счетчик ленты – для 1987 года аппарат был отлично «упакован». Последние штрихи – квазисенсорное управление, а также впечатляющие ТТХ (АЧХ от 31,5 до 18 000 Гц). Учитывая цену в 383 рубля, покупка казалось очень выгодной, вот только в продаже эту «Романтику» было не найти – выпуск ограничили опытной серией.

5. Орель-101-1-стерео

Этот кассетник выпускался с 1985 года на Днепровском машиностроительном заводе – изюминками «Орель-101-1-стерео» были компандерное шумоподавление и электронно-логическое управление. Не забыт и автостоп, а также – люминесцентный индикатор уровня. Двухмоторная дека гарантировала АЧХ от 31,5 до 16 000 Гц, её гармонические искажения не превышали 2,5%, а соотношение «сигнал/шум» достигало 65 дБ (с шумоподавлением). Весил магнитофон 7,9 кг; его розничная цена составляла 520 рублей.

4. Вильма-104-стерео

Кассетные деки под брендом «Вильма» (Вильнюсский ПСЗ «Вильма») были хорошо известны аудиофилами в восьмидесятые годы ХХ века. И, надо сказать, ценить устройства было за что – скажем, «Вильма-104-стерео», выпускавшаяся с 1986 года, отрабатывала каждый вложенный в нее рубль (а ритейл на деку составлял 550 рублей). Три типа ленты? Пожалуйста. Сендастовая головка? Конечно же. Квазисенсорное управление и автостоп с обесточиванием? Тоже имеются. Дека гарантировала АЧХ от 31,5 до 18 000 Гц, щеголяла соотношением «сигнал/шум» в 62 дБ (с шумоподавлением) и весила солидные 10,8 кг.

3. Орбита МП-102-стерео

Похожий на танк кассетник, выпускавшийся на Ростовском заводе «Электроаппарат» с 1985 года, снискал настоящую славу. Шумоподавление «Орбиты МП-102-стерео» было чрезвычайно эффективным, а контроль устройства через электронно-логическое управление, светодиодные индикаторы уровня и цифровой счетчик ленты был весьма удобным. «Орбита МП-102-стерео» работала с тремя типами лент и использовала сендастовую магнитную головку. АЧХ лежала в пределах от 31,5 до 18 000 Гц.

2. Вильма-001-стерео

Тяжелая артиллерия. Прайс на «Вильма-001-стерео» зашкаливал (1 350 рублей), однако, игра стоила свеч – релиз одноименного Вильнюсского приборостроительного завода для 1982 года получился исключительно удачным. Это был первый советский кассетный магнитофон высшего класса – в системе использован зарубежный открытый лентопротяжный механизм, применены три двигателя с кварцевой стабилизацией. Тракт – закрытый с парой ведущих тонвалов. Три импортные головки, эргономичные индикаторы уровня – в общем, полный джентельменский набор перед вами.

1. Маяк-010-стерео

Самый дорогой советский кассетный магнитофон, «Маяк-010-стерео» в 1983 году стоил невероятные 1 900 рублей. Детище одноименного Киевского завода обладало целой россыпью функций: от электронного счетчика ленты и автостопа – до компандерного шумоподавления. Возможностей по микшированию и редактированию записей тут было просто море – а, учитывая развернутую индикацию уровня средних и пиковых уровней записи, автоматическую подстройку подмагничивания, кварцевую стабилизацию скорости и комплектный беспроводной пульт ДУ, работа с «Маяк-010-стерео» казалась на удивление простой и элегантной. Дека получила шильдик «высший класс техники», оснащалась тремя головками, имела закрытый тракт и гарантировала АЧХ от 31,5 до 18 000 Гц. Весил аппарат 10 кг; тираж устройства составил примерно тысячу экземпляров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: